Многоосные гиганты, поражающие воображение противников. В середине 70-х годов в СССР начали разработку новых семейств самоходных систем, предназначенных для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. И ракетные войска стратегического назначения получили мощный толчок к своему развитию. Секретные машины Многоосные монстры делились на две категории — установочные и транспортно-погрузочные. А предназначались они для доставки тяжелых ракет на стартовую позицию и их последующее размещение на специальных пусковых контейнерах. Оттуда снаряды уже доставлялись на установки, которые сначала придавали ракетам вертикальное положение, а потом и опускали их в шахтные колодцы. Кстати, почти все эти специальные установки снарядов собирались в московском конструкторском бюро "Мотор". Конечно, все эти машины находились в строжайшей секретности. Поэтому они размещались в специальных подземных гаражах. А на поверхности их от завидущих глаз спутников скрывали тенты и маскировочные чехлы. Когда же требовалась смена места дислокации, машины отправлялись в путь только ночью. В 1975 году появилась установочная машина 15У98. Ее отличали сварная подъемная стрела и рельсовые направляющие. Главная задача техники заключалась в доставке в шахты специальных контейнеров с межконтинентальными ракетами.Особенность 15У98 заключалась в том, что она могла перемещать снаряды, чей вес превышал сто тонн. В начале 80-х годов появился транспортно-перегрузочный агрегат 15Т145М. Этот автопоезд с колесной формулой 18х16 состоял из пятиосного прицепа и тягача МАЗ-537Е.Колеса управлялись специальной системой гидроприводов. При этом две пары ведущих колес, расположенных с краю, получили встроенные электродвигатели. А энергию они получали от электрогенератора и гидронасоса. Видоизменненный вариант машины — 15Т145МД — предназначался уже для транспортировки тяжелых ракет Р-36М2 из комплекта "Воевода" (шахтная дислокация).Эта ракета имела стартовую массу в двести одиннадцать тонн, а дальность поражения цели составляла порядка шестнадцати тысяч километров. Была и специальная установочная машина, которая помещала ракеты в шахтные пусковые установки — 15У164.Она представляла собой двухосный прицеп с подъемной стрелой. Не обошлись без помощи монстров и Военно-морские силы Советского Союза. Межконтинентальные ракеты Р-29РМ для подводных лодок перевозил специальный комплекс наземного оборудования УТПК-1. Это был восьмиколесный полуприцеп с гидроопорами и откидной крышкой.А буксировал его все тот же МАЗ-537Е. А вот двадцати трехметровую ракету РТ-23 УТТХ (стартовая масса более сто пяти тонн) в шахтный комплекс "Молодец" устанавливала машина 15У165 (УТПК-2).Любопытно вот еще что: ракеты, о которых говорилось выше, в системе НАТО назывались "Сатана". А РТ-23 УТТХ получила название "Скальпель". Вообще, 15У165 — это удивительная и уникальная машина. Она являлась четырехколесным полуприцепом, у которого лонжеронное основание являлось несущим. Колеса были двухскатными, а подвеска — балансирная. Также в арсенал автопоезда входила система с гидроцилиндрами и тросовыми лебедками. Чтобы обезопасить 15У165 от вражеских спутников, машину оснащали подъемным кузовом. А он, в свою очередь, был облицован модульными панелями, игравшими роль теплоизоляторов. В длину этот установщик достигал двадцати метров, а его полная масса превышала сто двадцать пять тонн. Самый крупный из "динозавров" Крупнейшим же из советских транспортно-перегрузочных автопоездов являлась модель 15Т284. Она предназначалась для обслуживания шахтных вариантов и "Тополя-М", и "Молодца".Ракеты этих комплексов могли поразить цель, расположенную на расстоянии более чем в одиннадцать тысяч километров. Сам же автопоезд достигал в длину пятидесяти метров, а его снаряженная масса превышала показатель в 135 тонн. При этом его максимальная нагрузка составляла 260 тонн.Таких гигантских габаритов удалось достичь благодаря уникальной конструкции: два тягача МАЗ-537, транспортный полуприцеп и промежуточная седельно-подкатная тележка. А количество односкатных ведущих колес и вовсе поражало. Их насчитывалось аж сорок восемь! Тридцать два колеса "уходили" на пару полуприцепов, а оставшиеся — на два тягача, которые и тянули этого "диплодока". Кроме впечатляющих размеров, отличался автопоезд и впечатляющей (для своей массы) скоростью. На дороге с твердым покрытием он мог разгоняться до 40 км/ч. Один из тягачей — МАЗ-537Е — получил генераторную станцию, компрессор, гидравлические насосы, дополнительные топливные баки, пневматические баллоны, а также целый ряд других специальных приспособлений. Эта машина находилась во главе колонны. Второй же тягач, ее замыкал и являлся толкачом.У него в арсенале находилась электроустановка, которая играла роль дополнительного источника питания агрегатов всего автопоезда. Кроме этого он помогал колонне при преодолении сложных участков во время движения. В кузове тягача находились сцепные приспособления, ремкомплект и подъемное устройство. Вскоре появилась и улучшенная версия этого автопоезда. Ее пришлось заточить под межконтинентальные ракеты РС-22А, весом порядка ста пяти тонн. Машина получила обозначение 15Т284М.В отличие от предшественника, этот автопоезд получил сорок четыре односкатных ведущих колеса. Другое отличие — отсутствие тягача-толкателя. Его, как и ведущую машину, заменил новый седельный тягач, которого создали на базе МАЗ-547А. Благодаря собственным электрогенераторам, компрессорам и гидронасосам, надобность в паре машин отпала. Эпоха перестройки катком прошлась и по ракетным войскам стратегического назначения. Государству, резко сменившему приоритеты, стало не до гигантских монстров, требовавших огромных финансовых затрат на содержание.Поэтому тот же автопоезд 15Т284 просто бросили в "чистом поле", где он благополучно заржавел и стал достоянием истории. Павел Жуков