Странные ВАЗы, которые могли изменить автопром
Что в советский период, что в российский, тольяттинские художники выдавали порой весьма любопытные образцы. Вот только им всегда чего-то чуть-чуть не хватало. То промахивались с позиционированием, то с аудиторией, то со временем.
ВАЗ Х
Под самый занавес "великого и могучего" тольяттинские творцы представили свое видение семейного минивэна, рассчитанного на 7 человек.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Облик машины получился более чем удачным, несмотря на футуристичность. Каплевидная форма кузова обещала хорошие аэродинамические показатели. Но главная фишка заключалась в головном свете. Фары прятались под нижнюю кромку лобового стекла. Таким дизайнерским решением мог похвастать разве что Fiat Multipla (что, впрочем, не спасло его от несуразности).
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Что же касается модели Х, то, кроме создания нескольких прототипов, дело не пошло. Более того, эти концепты являлись просто макетами, которые даже не могли тронуться с места.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Времена надвигались не те, поэтому было не до футуристических изысков.
ВАЗ-1152 "Эльф"
Ближе к середине 90-х ВАЗ разродился парой фэнтезийных машин – "Гномом" и "Эльфом". Первый представлял собой укороченную версию "Оки" (как бы смешно это не звучало), второй – та же "Ока", только без второго ряда кресел и крыши. Вместо последней предлагался защитный тент, который при необходимости нужно было натягивать вручную на специальные дуги.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Автомобиль оснащался электромотором на 25 кВт и выдавал аж 34 л.с. Источником питания служили никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, чья суммарная масса составляла 315 килограммов. При скорости 40 км/ч "Эльф" мог проехать около 110 километров. Максималка же составляла 90 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Кстати, "Эльф" в 1992 году принял участие в ралли электромобилей-прототипов, которое состоялось в Монте-Карло. Итог – достойное второе место. К сожалению, больше эта модель ничем похвастать не смогла. И вскоре о ней благополучно забыли.
ВАЗ "Бора"
Удивительно, с каким маниакальным стремлением специалисты АвтоВАЗа в 90-х пытались создать курортный автомобиль. Зачем и для чего стране, находящейся в руинах нужно было такое транспортное средство – вопрос риторический.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Итак, в 1995 году на базе "Нивы" появился прототип под названием "Бора". По большому счету, от легендарного советского "проходимца" новая модель унаследовала почти все: мотор, трансмиссию, шасси, колеса, кресла и так далее. Из новшеств можно отметить панели из АБС-пластика и отсутствие крыши.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Получился эдакий кабриолет-внедорожник, который, конечно, в то время был никому не интересен. Поэтому от "Боры" вскоре открестились.
"Лада Рапан"
В 1998 году на международном автосалоне в Париже Волжское предприятие представило, пожалуй, свою самую яркую и самобытную модель – "Рапан".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Внешность авто сложно описать. Это нагромождение линий, передающих привет из параллельной вселенной. Двери у машины были сдвижными, а приборы перекочевали с панели в центр рулевого колеса. Причем соседствовали они с подушкой безопасности.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
"Рапан" оснащался все тем же электромотором на 25 кВт, мощностью в 34 л.с. А запас хода чуть превышал 100 километров при скорости не более 40 км/ч. Любопытно вот еще что: в машине оставили место под дополнительный бензиновый мотор.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Но до гибрида дело не дошло. 1998 год как-то мало способствовал творческим экспериментам.
"Лада Родстер"
С началом нового тысячелетия на предприятии вновь решили вспомнить былое – создать пляжно-курортный автомобиль. И в 2000 году на Московском автосалоне была представлена модель с недвусмысленным названием "Родстер".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
За основу была взята база "Калины" (от нее же, кстати, досталась и приборная панель), которую урезали, оставив лишь место для двух кресел. На модифицированную платформу поместили новый кузов.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Под катом нашел пристанище 2-литровый бензиновый мотор, выдававший порядка 100 л.с. До 100 км/ч "Родстер" разгонялся за 9 секунд, а его максимальная скорость составляла 200 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Но и у этой машины будущего не было. Ее история завершилась на одном прототипе.
"Лада Петер Турбо"
На том же Московском автосалоне АвтоВАЗ предстал и еще один, если можно так выразиться, "шоу-стоппер". Это бы весьма впечатляющий концепт под названием "Петер Турбо".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Судя по приставке "Турбо" в названии, создатели надеялись оснастить детище турбированным силовым агрегатом. Именно, что надеялись, потому что на автосалоне сверкала в софитах просто обертка без содержания. То есть, внутренности у авто отсутствовали.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Спустя некоторое время, машина все же обзавелась и стеклами, и интерьером, но до технической начинки дело все равно дошло. В таком виде ее привезли на автосалон в Париже. Правда, и там в ней нельзя было посидеть, поскольку двери не открывались.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Дизайн машины пришелся по душе и критикам, и журналистам, и гостям автосалона. Но печальную судьбу ВАЗовских концептов это не повлияло. "Петер Турбо" так и остался фантиком, созданным в единственном экземпляре.
"Лада Гольф"
В 00-х ВАЗовские художники вновь вспомнили о гольф-карах. И вскоре появились две модели – "Гольф" и "Рикша".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Смысла в их создании, что в советские времена, что в российские не было. Поскольку гольф-клубов у нас не так уж и много. Да и с парковыми зонами, где подобные авто являлись бы востребованными у нас тоже как-то не сложилось.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Эти четырехместные машины в проекте могли быть и с крышей, и без нее. Варьировался и привод – либо передний, либо задний. Что касается силового агрегата, то задумывалось использовать морально и физически устаревший электромотор от "Оки".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Естественно, дальше концептов дело не пошло.
"Лада Карат"
Этот вполне симпатичный хетчбэк появился в 2002 году. Машина была длиной в 3,5 метра, поэтому подразумевалось, что она займет нишу между "Окой" и "Калиной".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Кузов "Карата" создатели лиши центральной стойки, а двери сделали распашными, что сделало доступ в скромный салон более или менее удобным. Интересно, что к спинки пассажирского и сидения и водительского были раздельными, а вот подушка у них была общей. В ее центре создатели разместили специальный пульт управления скоромного оборудования, что было удобно и водителю, и пассажиру.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Ради экономии свободного пространства рычаг коробки передач разместили на рулевой колонке. В центре панели находилась цифровая комбинация приборов, что для ВАЗа являлось просто космическим прорывом. Обитателей второго ряда сидений тоже не обделили. Им достались откидные столики.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В принципе, прототип получился достойным. Но руководство завода решило не рисковать и свернуло проект.
ВАЗ-1121 "Ока-2"
Были планы у АвтоВАЗа по созданию нового поколения "Оки". Дело дошло даже до прототипа, который был представлен на Московском автосалоне в 2003 году.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Этот автомобиль уже не являлся привычной аскетичной крохой. На этот шаг пошли намерено, поскольку времена требовали маломальский комфорт даже в бюджетных машинах. Правда, банальные электропакет, центральный замок и аудиосистему хотели предлагать в виде опций. Также решено было поставить новый мотор — вазовскую "четверку".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Маркетологи просчитали и предполагаемое количество машин в год — порядка 100 тысяч. Но, ни КамАЗ, ни СеАЗ "Окой-2" не заинтересовались. И АвтоВАЗу этот проект тоже был ни к чему. Поэтому, создав с десяток опытных образцов, от модели отказались.
"Лада Рейд"
В середине нулевых Волжское предприятие увлеклось… нет не гольф-карами, а гоночными авто. После удачного "выстрела" "Революшена", на заводе решили создать прототип машины для ралли-рейдов. Авто был создан на базе "Нивы" и предполагалось, что он примет участие в марафоне Дакар-2008.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
"Рейд" получил пространственную раму с пластиковыми кузовными панелями, бензобак на 500 литров, специальные места под полноразмерные "запаски", ремкомплекты и инструменты. Мотор хотели взять от Porsche-911, совместив его с секвентальной 6-ступенчатой коробкой.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Но, как обычно, прототип остался единственным в своем роде.
ВАЗ-2107М
В начале 00-х на предприятии попытались-таки заняться фейслифтингом классических моделей. Был даже создан прототип, получивший индекс 2107М.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
На самом предприятии к проекту относились несерьезно, так, скорее для галочки. Никаких подробностей о технических характеристиках нового поколения классики нет. Вскоре на предприятии вообще отказались от "динозавров". Им на смену пришла "Гранта".
"Лада Калина 4х4"
На выставке МИМС-2008 года был представлен любопытный экспонат — полноприводная и внедорожная версия "Калины". Внешний вид машины, конечно, странный и уж точно не жизнеспособный.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Но предприятие к дизайну имеет лишь косвенное отношение. Этот прототип — студенческий проект, который стал победителем конкурса АвтоВАЗа по созданию компактного "проходимца". Естественно, на одном концепте история "Калины 4х4" и завершилась.
Павел Жуков
