quto.ru
Опубликовано 14 июня 2017, 22:26

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

Число желающих стать "информатором" постоянно растет

Только за пять месяцев этого года в Департамент транспорта Москвы поступило более 300 тысяч сообщений о нарушениях правил парковки. В программе "Помощник Москвы" есть рекордсмены: один мужчина за год прислал информацию по 1700 нарушителям!

Если раньше нужно было подать заявление либо вызвать инспектора, то сейчас нарушителя парковки наказать просто: скачал приложение "Помощник Москвы", авторизовался и можно снимать нарушителей. Приложение выпустили в сентябре 2015-го года и почти сразу оно стало набирать популярность. За первую неделю его скачало 13,5 тысяч человек и по результатам года работы добровольные информаторы принесли в столичный бюджет около 110 млн. рублей. Интерес к приложению есть и сейчас: "Помощник Москвы" - в смартфонах 120 тыс. человек.

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

Больше всего москвичей возмущает парковка на газоне – на долю таковой приходится 40 процентов сообщений. Примерно половину сигналов признали верными и направили штрафные квитанции. Наказание вполне ощутимое: если за отступление от обычных правил парковки в Москве нужно заплатить 3000 руб., то за брошенную на газоне машину придется расстаться уже с пятитысячной купюрой. И это для обычных граждан, юридическим лицам – до 300 тысяч рублей!

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

Пикантность ситуации в том, что отсутствует расшифровка понятия "газон". В результате таковым фактически можно считать любой незаасфальтированный участок земли. Получается, что четкого понимания запрета нет, а наказание положено. Справедливости ради стоит признать, что москвичи сообщают и о других нарушениях. Любопытно, что больше всего увлекаются доносительством женщины старше 35 лет. Существует и вознаграждение: за каждый верный сигнал "Помощник Москвы" начисляет баллы, которые затем можно обменять на парковочные часы, билеты в театры и музеи.

Каждый второй – доносчик?

Если усилия Департамента транспорта Москвы сосредоточены на парковке, то в российской Госавтоиспекции мыслят шире. На сайте ГИБДД провели опрос, который показал, что более половины людей готовы сообщать о нарушениях. Причем 56 процентов респондентов будут это делать с условием, что при этом не надо будет напрягаться – сфотографировал и информация ушла в положенную инстанцию. А 27 процентов граждан готовы сообщать безо всяких условий. Людей можно понять: каждый водитель сталкивался с откровенным хамством на дороге. Желание покарать наглеца понятно и объяснимо. Информирование властей неприемлемо лишь для 17% людей.

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

Сейчас в каждой второй машине есть видеорегистратор, но на основании его записи нельзя вынести постановление: необходимо, чтобы была четкая привязка картинки к времени и месту. Более того, закон предусматривает привлечение к ответственности лишь на основании показателей комплексов фото- видео-фиксации, работающих в автоматическом режиме. Понятно, что к таковым нельзя отнести частные смартфоны и видеорегистраторы. Департамент транспорта Москвы не обращает внимания на подобные "мелочи", но Госавтоинспекция все же стремится действовать в рамках законности, а потому ратует за изменения в КоАП. Еще год назад теперь уже бывший глава ГИБДД Виктор Нилов говорил о том, что соответствующие поправки ожидаются в конце 2016-го. Однако законопроекты забуксовали в Госдуме и перспектива их неизвестна.

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

В принципе, и сейчас можно сообщить о нарушителе в Госавтоинспекцию, сотрудники которой примут информацию к рассмотрению. Инспекторы заведут административное дело, вызовут к себе и информатора, и владельца машины. Если последний признается в нарушении, то будет оштрафован. А на нет, как говориться, и суда нет. Как видите, дело хлопотное и малоэффективное. К тому же на очной ставке с нарушителем велика вероятность узнать о себе много нового и нелицеприятного.

Стучать ли нет? Кто и почему сообщает о нарушениях ПДД

Поэтому "опытные стукачи" советуют не указывать в бланке телефон, а ограничиваться электронной почтой. Дело в том, что нарушитель имеет право ознакомиться с материалами дела, в котором, помимо обстоятельств, указан и источник информации. Тем не менее, за 2016 год поступило более 157 тысяч обращений, по которым возбудили более 118 тысяч административных производств и в 87 тысячах случаев вынесли постановления о назначении административных наказаний.

Донос как форма заработка

Власти обычно называют доносительство "активной гражданской позицией" и приводят в пример зарубежный опыт. Действительно, во многих странах это уже стало нормой жизни. С 1976 года в США действует программа Crime Stopper, цель которой – борьба с преступностью путем материального вознаграждения информаторов. За сведения, способствующие раскрытию серьезных преступлений, можно получить несколько сотен, а то и тысяч долларов. Не брезгуют и мелочёвкой, за которою дают $10-20, а иногда поощряют билетами на концерты либо подарочными сертификатами. Полиция рапортует о том, что значительная часть преступлений раскрывается за счет поступившей таким образом информации. Однако ряд правозащитников указывает, что уже в школьных учреждениях возникает атмосфера подозрительности. Получается, что жизнь становится безопаснее, но рушатся нормальные человеческие взаимоотношения. Что важнее?..

Существуют и иные формы поощрения. Например, в Южной Корее тому, кто укажет на нарушителя ПДД, срезают накопившиеся штрафные баллы. Такой вот занятный способ замаливания собственных грехов.

Как видно, невозможно провести четкую моральную границу между информированием и "стукачеством". Но создается впечатление, что некое врожденное чувство меры у россиян все же присутствует. Во всяком случае, если по программе "Помощник Москвы" поступает много сообщений о парковке на газоне, то сигналы о нарушениях платной парковки единичны.

Александр Жихарев

Автомобильные новости