quto.ru
Опубликовано 18 февраля 2018, 10:25

Тайные разработки СССР: передвижная АЭС "Памир-630Д"

Громадные многоосные тягачи-монстры с ядерным реактором и сопутствующим оборудованием "за плечами"… Это не отрывок из пост-апокалиптического романа, а наше прошлое.

В 2017 году ряд СМИ сообщил о разработке российскими учеными передвижных атомных электростанций для отдаленных арктических поселков и месторождений. А к 2020 году Министерство обороны получит мобильные атомные реакторы для Арктики. Фантастика? Новые передвижные реакторы, на самом деле, – это хорошо забытое старое. Или не забытое? Передвижную АЭС "Памир-630Д", созданную в первую очередь для военных нужд, мы помним очень хорошо!

Поражающий воображение "ядерный кортеж", который можно было использовать для питания размещенных вдали от цивилизации радаров противовоздушной и противоракетной обороны, – не первый советский проект передвижной АЭС.

К началу шестидесятых силами Физико-энергетического института Обнинска (ранее назывался "Лаборатории В") в опытную эксплуатацию вступил комплекс ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция) на модифицированном шасси танка Т-10. Для размещения оборудования потребовалось четыре самоходки общей массой свыше 300 тонн, каждая из которых оснащалась 750-сильным танковым дизелем. Между собой эта "ядерная гвардия" соединялась кабелями и трубопроводами.

Позднее в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (в настоящее время – Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны") началась разработка более современной системы "Памир-630Д", значительно отличавшейся от ТЭС-3 как принципиальными решениями, так и "носителем". Груз небывалой ответственности взвалили на плечи тягача МАЗ-7960, созданного на основе модели 537, немало потаскавшей за свою жизнь разных единиц боевой техники и ракет.

Памир-630Д

Памир-630Д

Интересно, что если в Обнинске свою установку оснастили водо-водяным реактором с воздушным радиатором, в котором в качестве охладителя используется циркулирующая вода, то белорусские ядерщики поступили смелее и оригинальнее – на роль теплоносителя и рабочего тела выбрали тетраокись азота, отличающуюся высокой теплоемкостью, теплопроводностью и плотностью при низкой вязкости. Применение тетраокиси азота позволило сделать 630-киловаттный реактор не двух- или трехконтурным, а одноконтурным и более компактным.

Всеми процессами в АЭС заведовали бортовые ЭВМ. аварийной ситуации в дело вступала пассивная система аварийного охлаждения реактора.

Отряд состоял из четырех машин. Первый МАЗ вез в полуприцепе грузоподъемностью 65 тонн реактор, сопутствующее оснащение и два автономных дизель-генератора. Во второй машине находился турбогенератор, вырабатывающий электричество. Была еще пара вспомогательных КрАЗов с системой управления и резервными дизель-генераторами.

Считается, что на "Памир-630Д" поставили крест в том числе из-за чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года, – как раз в это время мобильный комплекс проходил испытания и дважды выводился на проектную мощность. Одним из официальных объяснений закрытия проекта в феврале 1988 года стала "недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя". До наших дней "Памир-630Д" дожил в схемах, описаниях и масштабных моделях. Но дело его, как мы можем видеть сейчас, живет…

Автомобильные новости