quto.ru
Опубликовано 27 октября 2016, 17:06

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

Этот дизайнер мог затмить многие зарубежные звезды и совершить революцию в автомобильном дизайне. Почему этого не случилось

Этот дизайнер мог затмить многие зарубежные звезды и совершить революцию в автомобильном дизайне. Почему этого не случилось? И что произошло с его творениями?

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

За рубежом дизайн – важнейшая составляющая, если не основа автоиндустрии. А уж дизайнеров можно фактически назвать героями автомобильного Олимпа, ведь по их творениям можно смело учить историю создания машин. Франко Скальоне, Джузеппе Бертоне, Батиста Пининфарина, Вальтер да Сильва и Джорджетто Джуджаро – эти имена навсегда вписаны в зал славы автодизайна. А что же у нас? Увы, но российские и советские автодизайнеры зачастую обделены общественным вниманием, а ведь именно они внесли неоценимый вклад в развитие отечественного автопрома. Сегодня мы расскажем об одном таком человеке – Эрике Владимировиче Сабо.

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

А началось всё в далеком 1957 году. Двадцатитрехлетнего Эрика Сабо, который только-только окончил Московское Высшее Художественно-промышленное училище (бывшее "Строгановское") в соответствии с советской практикой распределяют на завод имени Лихачева. Чтобы недавний студент особо не расслаблялся, ему поручают ответственное задание — немного переработать внешний вид лимузина ЗИС-110. Как бы сказали сейчас, придумать "рестайлинг". От молодого человека не ожидали чего-то особенного, однако выполненная работа настолько впечатлила сотрудников автозавода, что стало ясно: такого специалиста нельзя потерять.

Рестайлинг ЗИС-110 Эрик Сабо увидел таким

Рестайлинг ЗИС-110 Эрик Сабо увидел таким

"Не секрет, что внешность советского лимузина была позаимствована у американского "Паккарда". Мне предстояло придать машине "национальные черты". Вариантов я сделал с полдюжины: гуашью светлых тонов на чёрном фоне. Бампер, решетка радиатора и декоративные элементы были выдержаны в стиле "сталинского ампира". Популярный в послевоенной архитектуре, он, на мой взгляд, подходил и для подобных монументальных автомобилей", — вспоминал впоследствии Сабо.

На этом фото - первый опытный прототип ЗИЛ-130, построенный в 1956 году еще до прихода Сабо

На этом фото - первый опытный прототип ЗИЛ-130, построенный в 1956 году еще до прихода Сабо

Удивительно, но, несмотря на позитивную реакцию руководителей, наработки молодого человека не пригодились. В 1958 году ЗИС-110 сняли с производства. Однако вот от услуг автодизайнера (или, как говорили тогда – художника-конструктора) отказываться никто не собирался. Еще с 1956 года на Заводе имени Лихачёва вели разработку нового грузовика, причем даже успели построить первый опытный образец. Автомобиль получился сырым, а советская промышленность остро нуждалась в кардинально новом грузовике. Пока шли доводка и испытания будущей модели, решено было поработать и над внешним видом. Эту миссию доверили Эрику Сабо. А назывался тот автомобиль ЗИЛ-130…

Ох и смелым же вышел экстерьер новой машины! Массивный капот, "глазастые" фары с нависающими бровками, характерная решетка радиатора, панорамное лобовое стекло. Получилось стильно даже по мировым меркам. А ведь еще был фирменный голубой цвет для кабины, который стал настоящей визитной карточкой ЗИЛа на многие годы. Любопытная деталь: на машину ставили шестилитровый мотор мощностью 150 л.с., которую тогда считали… избыточной!

А вот таким грузовик стал уже после того, как к нему прикоснулся Эрик Владимирович

А вот таким грузовик стал уже после того, как к нему прикоснулся Эрик Владимирович

Но "Сто тридцатым" деятельность Сабо в те годы не ограничилась. Был еще и армейский грузовик ЗИЛ-131, который также весьма распространенный не только на территории СССР, но и в странах-союзниках. Но настоящий успех Эрику Владимировичу принес микроавтобус "Юность", работы по которому были начаты еще в 1959 году… в тайне от руководства ЗИЛа! Почему так? Очень просто, инициатором проекта выступали сами конструкторы завода – заказа на создание чего-то подобного "сверху" просто не было. Зато инициативу неожиданного поддержала комсомольская организация завода. Вот такие причуды советского времени.

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

В планах разработчиков было создание большого универсального автомобиля, который можно было бы использовать и в такси, и в скорой помощи. Однако в основу "Юности" в итоге легла платформа от правительственного ЗИЛ-111. Как считал сам Сабо, это было не слишком удачное решение. Но другого не было – приходилось работать с тем, что имеешь. Скажем, двигатель позаимствовали от ЗИЛ-130 (6 л., 150 л.с.). Зато внешний вид был абсолютно оригинальным. В итоге в 1961 году автомобиль наконец-то вышел в свет. А еще через год о нём написал советский журнал "За рулём". "На остановках маршрутного такси в Москве можно увидеть экспериментальный микроавтобус "Юность", созданный на автозаводе имени Лихачёва. Эта машина вмещает 17 пассажиров и развивает скорость до 120 км/ч. Управление автомобилем полностью автоматизировано. В кабине водителя установлен кнопочный пульт. Труд водителя облегчается также и гидроусилителем руля", — рассказывал главный орган советской автомобильной печати.

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

Но настоящий успех "Юности" принесла Международная автобусная неделя в Ницце в 1967 году. "Главный приз — приз Президента Французской республики — по результатам туристического ралли был присужден советскому автобусу ЗИЛ-118", — писал в те годы "За рулём" о микроавтобусе "Юность". Правда, советские журналисты в своём докладе гораздо больше концентрировались на ездовых характеристиках автомобиля, в то время как французов впечатлила именно внешность "Юности", созданная Эриком Владимировичем Сабо. Настолько революционной она была для того времени. Всего автомобиль получил 12 наград, а внук Генри Форда даже безуспешно пытался купить лицензию на производство этого автомобиля.

Правда, на момент международного признания сам Эрик Сабо на ЗИЛе уже не работал. Как же так получилось? Очень просто. Еще в начале 60-х дизайнеру поручили работу над проектом модернизации лимузина ЗИЛ-111, но при этом запретили всяческую самодеятельность. "Работа в конструкторском бюро ЗИЛа тяготила. Главный конструктор завода любил повторять: "Посмотрите, что сейчас носят за границей". Это был завуалированный приказ: подражать иностранцам и ничего не выдумывать", — вспоминал Сабо. В итоге после выхода ЗИЛ-111Г, скопированного с нескольких моделей Cadillac, Сабо перешел на работу в Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), где образовал творческий тандем с Эдуардом Молчановым.

Лимузин-кабриолет с заднемоторной компоновкой? Почему бы и нет! Сабо был уверен, что советские машины не должны быть скучными

Лимузин-кабриолет с заднемоторной компоновкой? Почему бы и нет! Сабо был уверен, что советские машины не должны быть скучными

Однако, перейдя на новую должность, Эрик Владимирович вновь занялся "зиловской" тематикой! Удивляться здесь не нужно – в те годы завод частенько прибегал, как сказали бы сейчас, к "аутсорсингу". Так появился проект правительственного лимузина вагонной компоновки. Как посчитал Сабо, именно на таком футуристичном автомобиле должны разъезжать руководители Советского Союза и важные зарубежные гости. Жаль лишь, что этому проекту так и не суждено было увидеть свет – опять-таки, из-за позиции руководителей ЗИЛа.

Шустрик

Шустрик

Но многие другие проекты Эрика Владимировича дожили до реализации. Например, концепт "мини-джипа" "Шустрик" фактически превратился в автомобиль для инвалидов СМЗ – С-3Д. А грузовик КрАЗ-250 не просто попал на конвейер, но и принес Эрику Владимировичу и "Свидетельство на промышленный образец". Были и другие очень интересные наработки. Например, Сабо был уверен, что советская промышленность должна выпускать не только привычные седаны, но и универсалы, небольшие хэтчбеки и даже легкомысленные по тогдашним меркам кабриолеты и спорткупе! Увы, воплотиться в металле этим проектам суждено не было по идеологическим причинам.

{176669}

А еще Эрик Владимирович конструировал не только автомобили для Земли, но и создал футуристический планетоход! Причем за несколько лет до полёта Юрия Гагарина в космос. Правда, речь все же не о настоящем автомобиле, а лишь о макете для кино, который снялся в советском фантастическом фильме "Планета Бурь".

Жаль, но сегодня имя Эрика Сабо знают лишь профильные специалисты, а в отечественном автопроме всё больше начинают задавать тон зарубежные дизайнеры. Но не будем отчаиваться! Ведь микроавтобус "Юность" навсегда вписан в историю мирового автодизайна. А где бы наш человек ни увидел знакомые формы синего ЗИЛа-130, на его лице возникнет радостная улыбка. Так пусть эта эмоция и будет нашей главной данью уважения великому советскому автодизайнеру Эрику Владимировичу Сабо, напоминающей, что дело его рук не забыто.

Тимофей Исаев

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.

Автомобильные новости