quto.ru
Опубликовано 04 февраля 2023, 14:32
5 мин.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

Авторы подробно рассказали об устройстве автомобиля, раскрыли хитрости его обслуживания и важности наблюдения за движением.
Со временем сами автомобили стали значительно сложнее, многие современные модели можно отремонтировать без специального инструмента, а просто подключив к ним диагностический компьютер. Но в довоенной России машины были гораздо проще, а определять неисправность и проводить ремонт чаще всего должны были сами водители, а не механики в техцентрах. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru ознакомилась с Толковым справочником — настольной книгой автомобилиста 1931 года, которая содержит ответы на 1500 разных вопросов.
rusneb.ru

«Чаще проверять смазку. Реже нажимать тормоза. Меньше ход на поворотах. Больше спокойствия всегда», — говорится в предисловии к справочнику.

К слову, в объёмном издании содержится около 1500 вопросов с ответами относительно всего, что, по мнению авторов, должны знать водители. Сама книга представляет собой изрядно «расширенное и дополненное» издание, и это уже его 11 редакция.

«Автомобиль — это механический самодвижущийся экипаж (повозка). Он состоит из шасси (рама с двигателем, передачами и пр.) и кароссери, то есть кузова. Они бывают легковые, грузовые, автобусы, гоночные и автомобили, предназначенные для специальных и военных целей (пожарные, санитарные, тракторы, тягачи, танки)», — объясняют писатели.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

К слову, уже в начале 1930-х годов мировой автопром был знаком с электрическими автомобилями, однако тогда из-за низкого развития технологий они считались не слишком удобными. В первую очередь, из-за своего веса и крайне низкого запаса хода.

Паровые же моторы в то время уже постепенно уходили в историю: они имели привычку взрываться, из-за чего считались небезопасными, также подобные силовые установки были очень сложны, дороги в эксплуатации и потребляли много воды. Так что оптимальными со всех сторон назывались именно двигатели внутреннего сгорания, которые в сильно модернизированном виде дожили до наших дней.

Наиболее важной частью технического обслуживания авторы называют смазку двигателя.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

Каждый шофёр должен помнить, что хорошее состояние автомобиля, его спокойный ход, расход бензина, его долговечность, зависят главным образом от правильной и надёжной смазки. Смазка — это жизненная сила двигателя, и поэтому нельзя ею пренебрегать, а необходимо следить за её исправностью и применением масла надлежащего качества.

Уточняется, что ежедневно обрабатывать нужно все трущиеся части мотора, передачи и цепи, вентилятор, насос, все рессорные соединения и соединения подвижных тяг рычагов, также масло нужно подливать в картер и масляные резервуары. Раз в неделю — сцепление, колпаки колёс, и штауфферовские маслёнки, ежемесячной смазки требуют коробка передач и дифференциал.

А вот о непоправимом вреде, который может нанести попавшая в бензин вода, авторы предупреждают отдельно. И одновременно дают советы по устранению лишних жидкостей из горючего, если неприятность всё же случилась. Так, полностью уничтожить воду в топливе может влитый в него винный спирт.

«В бензиновый бак вливают бутылку винного спирта. Спирт растворяет воду и тем совершенно уничтожает её вредное влияние на работу двигателя», — говорится в книге.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

Крайне полезным устройством, которым в первой половине прошлого века оснащались некоторые модели, был горный упор — это одинарный или двойной стержень, который крепится к раме или задней оси на шарнирах и препятствует откату автомобиля при остановке или движении на подъёме. В последнем случае водителю нужно было заранее опустить его при подъезде к склону и волочить по земле: если он потребуется, то упор начинает немедленно действовать. Правда, авторы всё же признают, что в отдельных случаях его может сорвать и погнуть, а вслед за горным упором, как правило, рвётся цепь.

Массу практических советов авторы издания дали для ухода за кузовом. Например, уже в то время автопроизводители начали использовать многослойные лобовые стёкла: они безопаснее и при ударе не разлетаются на множество мелких осколков, а «расщепляются или расслаиваются». Впрочем, проблему запотевания они не решали, так что в справочнике приводится «народный» способ борьбы с этой напастью.

Зимой потение переднего стекла устраняется равномерным обтиранием его губкой, смоченной смесью жидкого парафина с эфиром или с бензином. Бензин и эфир испаряются, а на стекле остаётся тонкий слой парафина.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

Среди главных рекомендаций относительно продления срока жизни покрышек — избегать езды на высокой скорости, резких торможений, быстрых поворотов. Помимо этого, сильно ухудшало их состояние попадание прямых солнечных лучей, а в жару нужно было периодически останавливаться и охлаждать шины при помощи воды.

Кстати, поворачивать руль во время остановки крайне не рекомендовалось, так как это вредит покрышкам и может привести к поломке рулевого управления. Делать это можно только в крайнем случае и при помощи второго человека, который вручную поворачивает колёса снаружи.

Ещё один большой раздел справочника посвящён непосредственно вождению машины.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

«Каждый шофёр должен уметь ездить на открытой дороге ровно, по прямому направлению. Лучше всего ровность езды можно проследить по следу, оставляемому автомобилем на сырой или покрытой снегом дороге. Многие автомобилисты тогда будут поражены своим кривым следом. Для правильной и уверенной езды необходимо иметь перед автомобилем свободный обзор на расстоянии не менее 100 метров. Действовать рычагами надо таким образом, чтобы глаза от наблюдения впереди лежащей дороги отрывались лишь на один момент», — говорится в книге.

В большинстве российских городов в первой половине прошлого века максимальная скорость составляла 20 км/ч, вне населённых пунктов — 45 км/ч. При этом нужно было держаться правой стороны дороги, притормаживать в поворотах и строго следить, чтобы колёса не попали на рельсы или в колею. Последнее было чревато серьёзными проблемами: например, машина могла застрять, а при попытке выехать пришлось бы резко выкручивать руль, что чревато заносами и высоким риском аварии.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

Также авторы отмечают важность так называемого «наблюдения за движением» — то есть совместной работы всех органов чувств, основанной на данных, добытых практикой и личным опытом. Это умение позволяет быстро оценить дорожную обстановку, определить особенности улицы, а также предугадать поведение других участников дорожного движения.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

При встрече с каретой скорой помощи или пожарными водитель должен прижаться правее и, при необходимости, остановиться. Если же такой возможности нет, допускается выезд на встречную полосу. В любом случае, правила требовали от автомобилистов освободить среднюю часть дороги при встрече со спецтранспортом, а также грузовиками для поливки или очистки проезжей части.

Толковый автомобильный справочник 1931 года: ответы на все вопросы

© rusneb.ru

В перечень вещей, которые обязательно должны быть в автомобиле, входят запасные шины, домкрат, насос, запасные части зажигания, разные ключи, воронка для бензина, маслёнка, вязальная проволока, запасные винты, пружины, изолента, а также аптечка с перевязочными и кровоостанавливающими средствами для оказания первой помощи.

А вот пассажиры ни в коем случае не должны вступать в разговоры с водителем и вставать, особенно если «предвидится столкновение». Наоборот — нужно очень тихо, но при этом как можно плотнее, сидеть на своих местах.

Автомобильные новости