quto.ru
Опубликовано 08 апреля 2023, 14:42
4 мин.

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21: советский грузовик на дровах

В качестве топлива здесь использовались древесные чурки
Советский газогенераторный автомобиль ЗиС-21: инструкция по обслуживанию. В советские годы автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Что, однако, не мешало инженерам разрабатывать и выпускать машины с оригинальной конструкцией. Например, в 1938 году на московском заводе имени Сталина стартовало производство грузовиков ЗиС-21 с газогенераторной силовой установкой. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru не только подробно изучила конструкцию машины, но и узнала, как правильно обслуживать основные узлы и агрегаты силовой установки.
autowp

В качестве топлива на таких машинах использовалось твёрдое топливо — древесные чурки, которые должны предварительно пройти газификацию.

«Превращение твёрдого топлива в газообразное производится в специальном агрегате, называемом газогенератором. Полученный газ при выходе из газогенератора имеет высокую температуру (около 300 градусов), содержит много водяных паров и загрязнён большим количеством мелких частиц угля и золы, которые он уносит из газогенератора, перемещаясь в нём с большой скоростью», — говорится в книге.

После выхода из генератора газ охлаждается, что «даёт возможность в значительной мере освободить его от водяных паров, увеличить весовое количество заряда и тем самым иметь наименьшую потерю мощности. Кроме того, перед поступлением в двигатель газообразное топливо очищается от частиц золы и угля.

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21: советский грузовик на дровах

© rusneb.ru

Сам газогенератор, работающий по «опрокинутому процессу газификации», установлен с правой стороны кабины. Кроме того, в состав силовой установки входят горизонтальные очистители-охладители для грубой очистки, вертикальные очистители для тонкой очистки и центробежный вентилятор для розжига газогенератора с приводом от электромотора. Кроме того, при такой конструкции обязательными элементами являлись смеситель воздуха и газа, зольник и отстойник конденсата.

Стоит отметить, что в довоенное время в качестве прокладок и уплотнителей широко использовался асбест — сегодня этот материал признан опасным канцерогеном.

Для обслуживания агрегатов использовался стандартный набор инструментов. Он включал в себя факел для розжига, кочергу для разрыхления угля, ключ и небольшой ломик для завертывания футорки (вид крепления) и большой лом для шуровки газогенератора, а также крючок, при помощи которого водитель-механик мог вытащить секции горизонтального очистителя и скребок для их очистки.

В вертикальном очистителе использовались стальные решётки, на которые насыпались кольца Рашига — это небольшие керамические или медные колечки, которые используются для очистки при разных химических процессах по сей день. Например, сегодня их чаще всего можно встретить в специализированных магазинах для домашнего виноделия и самогоноварения.

При запуске установки используется вентилятор с электромотором типа СГ-143. Водителю нужно было регулярно осматривать его и заливать 15-20 капель велосита (специальное масло) каждые 5000 км.

Одним из нововведений того времени стало появление на автомобиле 12-вольтовой системы питания. Поэтому во всех инструкциях особое внимание уделяется тому, что при замене лампочек и других элементов нельзя использовать 5-вольтовые запчасти.

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21: советский грузовик на дровах

© rusneb.ru

Особые требования предъявлялись и к твёрдому топливу, особенно при первом запуске мотора и после чистки газогенераторной установки. Так, древесные чурки нельзя было загружать, если они недостаточно обуглены, также не допускалось использование плохо выжженного угля — они могли вызвать «засмоление двигателя».

Общий объём загрузки — 85 кг древесных чурок и 15 кг угля, желательно берёзового. В смеси не должно быть опилок, щепы, песка, земли, камней и металлических предметов, которые могут вызвать загрязнение газогенератора. Расход топлива составлял от 90 до 105 кг на 100 км пробега.

Использовать исключительно уголь также запрещалось, так как при его сгорании развивалась слишком высокая температура, вызывающая преждевременное прогорание деталей газогенератора.

Сам запуск машины сильно отличался от сегодняшнего и был условно разделён на три этапа. На первом нужно было поджечь непосредственно дерево в печке, для чего использовался пропитанный керосином факел.

При запуске не рекомендуется приближать лицо к люку подачи воздуха, так как при этом не исключена возможность выбрасывания пламени из отверстия люка.

После того, как водитель поджёг твёрдое топливо, нужно было следить за качеством газа, который образуется при сгорании чурок. В зависимости от качества дерева, время розжига газогенератора до получения качественного газа составляет от 4 до 12 минут.

Как только установка начала выдавать газообразное топливо хорошего качества, можно закрывать заслонку и запускать мотор. Кстати, на холостом ходу двигатель мог работать не более 20 минут. В противном случае возникал серьёзный риск его засмоления.

В редких случаях можно было запустить мотор на бензине, но ездить таким образом рекомендовано было только во время маневрирования на территории гаражных комплексов. Такая возможность предусмотрена, так как в бокс машину можно было загонять только после того, как газогенератор полностью остынет — то есть через 30-40 минут после остановки. В противном случае газ и дым, которые выделяются при работе установки, заполняют гараж, увеличивая риск возникновения пожара. По той же причине запускают установку исключительно после выезда из помещения.

Более подробно ознакомиться с тонкостями обслуживания автомобиля ЗИС-21 вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

При обкатке грузовика водителю рекомендовалось ездить со скоростью не более 25 км/ч, но если дорога была не самого лучшего качества, то лучше было передвигаться ещё медленнее. В таком режиме нужно было проезжать первую 1000 км. Также нужно было внимательно следить за машиной и не допускать во время обкатки её перегрузки.

Автомобильные новости