quto.ru
Опубликовано 19 августа 2023, 14:31
3 мин.

Автомобили под землёй в 1973 году

Какой транспорт и для каких целей использовался на подземных предприятиях
Для большинства жителей России добыча полезных ископаемых, особенно подземных — это что-то абсолютно непонятное и, если и знакомое, то только в теории. А меж тем, в 1973 году это была достаточно престижная профессия, причём ценились не только шахтёры, но и водители автомобилей, которые работали под землёй. О том, какие машины использовались на рудниках, редакция Quto.ru узнала благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ).
rusneb.ru

«Описаны общая конструкция автомашин и их отдельных узлов; обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобилей; очистка выхлопных газов, содержание, устройство подземных гаражей, подземных пунктов заправки и оборудование других выработок, связанных с автотранспортом», — говорится в книге.

Утверждённый властями пятилетний план на 1971 — 1975 годы предусматривал развитие горнодобывающей промышленности, для чего экспертам в области потребовалось задуматься об автоматизации многих процессов. В результате было принято решение заняться совершенствованием логистики, так как транспортировка — это одна из важнейших производственных операций.

За последние годы на отечественных и зарубежных рудниках накоплен опыт работы по использованию высокопроизводительных самоходных машин — буровых кареток, погрузочных и погрузочнодоставочных машин, подземных автосамосвалов, бульдозеров и других. Применение такого оборудования по новой технологии на шахтах Джезказганского и Ачисайского комбинатов позволило значительно повысить производительность труда рабочих. Поэтому в настоящее время самоходное оборудование получает широкое распространение на целом ряде горнорудных предприятий с весьма разнообразными горно-геологическими условиями.

Для части работ в то время применялись стандартные машины с ДВС, но в ряде случаев требовалось использование специально созданных для работы под землёй автомобилей.

Одним из главных плюсов авторы книги называют увеличение производительности труда, уменьшение количества рабочих и повышение безопасности, а также снижение себестоимости добычи на 15—20%, а в ряде случаев — на 26,5%.

На первых этапах внедрения автомобилей использовались модели с электромоторами. Но достаточно мощных аккумуляторов для бесперебойной работы тогда не было, так что с технике был подключён провод питания.

«Привязанность» электрокабельного оборудования к источникам электроэнергии заметно снижала их производительность и оперативность, поэтому впоследствии вместо оборудования с электрическим приводом стали применять машины с двигателями внутреннего сгорания», — отмечают авторы.

Из-за особенностей силовой установки дизельный транспорт считался более приспособленным для работы в шахтах, чем бензиновый. Впрочем, в любом случае использование автомобилей с ДВС создавало ряд трудностей: доставка топлива, необходимость ремонта, парковка и, разумеется, очистка воздуха от выхлопных газов.

Основными поставщиками самоходных машин с дизельным приводом являются фирмы «Майнинг трамспортейшн», «Атлас Копко», «Хагландс» (Швеция); «Эймко», «Вагнер», «Джой» (США); «Секома», «ANF» (Франция); «Унимаг», «Зальцгиттер» (Германия). В нашей стране автосамосвалы для подземных работ изготовляются на Могилевском автомобильном заводе. Двигатели для машин поставляет Ярославский моторный завод. Кроме того, в подземных рудниках находят применение самосвалы Минского и Кременчугского автозаводов.

Кстати, иностранные автомобили использовались в России не так часто. Дело в том, что не все они соответствовали санитарным нормам по уровню выхлопа, которые, к слову, были более жёсткими, чем за границей.

Очистка выхлопа достигалась несколькими способами: модернизация двигателей, применение нейтрализаторов, постоянный контроль за состоянием моторов и использование специального малосернистого топлива с низким содержанием углеродов. Обязательно была регулярное проветривание рудников.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Главные требования к технике заключались в наличии прочной конструкции и возможности непрерывно работать на подъём до 1:9, при этом обладать низким расходом топлива, быть компактной, маневренной и иметь низкий центр тяжести. Также ценились удобство и простота управления, безопасность и хороший обзор с водительского кресла.

Автомобильные новости