quto.ru
Опубликовано 22 июля 2023, 14:32
3 мин.

Июльский выпуск «Самоката»: о чём писали автожурналисты в 1903 году

Все главные путешествия, достижения и новинки 120-летней давности
Июльский выпуск журнала «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1903 году. Первый номер журнала «Самокат» увидел свет в 1894 году, он был одним из первых специализированных журналов и достаточно быстро завоевал популярность у поклонников новинок транспорта, коими в то время считались велосипеды. Спустя 9 лет это было уже солидное издание с внушительным количеством подписчиков, а редакторы, браться Орловские, рассказывали не только о велосипедах, но также о первых автомобилях того времени, которые только начинали появляться на российских дорогах. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить самые важные темы, о которых рассказывали в еженедельнике ровно 120 лет назад, 26 июля 1903 года.
rusneb.ru

Особым предложением июльского номера была возможность приобрести изображение с обложки, отпечатанное на плотной бумаге двухцветной краской. Сама иллюстрация была размером с хороший плакат — 48 на 57 см. При этом уточнялось, что петербуржцы, оформившие подписку на журнал, получат постер в подарок, а всем остальным предлагалось купить его за 7 копеек.

В начале прошлого века ни о каких блогах речь идти не могло, зато путешественники могли рассказать о себе при помощи писем. Так и сделало семейство Грибоедовых, которое отправляло редакции «Самоката» записки о своём пути из Санкт-Петербурга в Париж на автомобиле.

Июльский выпуск «Самоката»: о чём писали автожурналисты в 1903 году

© rusneb.ru

Автор писем, Ядвига Грибоедова, рассказывала в своём письме о проблемах, с которыми туристы того времени могли столкнуться. Например, в Литве, где они остановились для съёмок «какого-то вида», им прокололи колесо. В итоге пришлось незапланированно задержаться в местной лесополосе для ремонта.

«Не доезжая Ломжи, с нами случился весьма неприятный инцидент: едем мы по шоссе днём, вижу что навстречу нам едут две бабы; начинаю издалека подавать сигнал, чтобы они свернули в сторону — бабы ноль внимания. Наконец заметили, начинают дёргать лошадей то в одну, то в другую сторону и кончается это тем, что перед самым мотором (автомобилем — прим. ред.), становятся поперёк дороги, так что оглоблей чуть не попадают мне в лицо», — пишет Грибоедова.

Июльский выпуск «Самоката»: о чём писали автожурналисты в 1903 году

© rusneb.ru

Сам водитель в результате инцидента не справился с управлением и вылетел в канаву, в которой оказалось болото. Выбраться из затруднительного положения удалось только благодаря проезжающим мимо.

На подъезде к Варшаве начинается настолько отвратительная дорога, что скорость пришлось снизить до минимальной, иначе «от тряски становится дурно», но автомобиль всё же не выдержал: лопнула рессора. Так что пришлось задержаться в городе на время ремонта.

Кстати, главная опасность подстерегала путешественников уже на выезде из польской столицы, в месте под названием Польская рогатка. По словам местных жителей, там регулярно совершались налёты на велосипедистов: злодеи натягивали поперёк дороги верёвки, бросали камни, грабили и даже убивали. Причём нападали едва ли не на каждого проезжающего по дороге. Впрочем, чета Грибоедовых смогла преодолеть опасный участок без происшествий и благополучно добралась до своих друзей в небольшом городке Влоцлавек.

Июльский выпуск «Самоката»: о чём писали автожурналисты в 1903 году

© rusneb.ru

Так как город находится в глухой провинции, то автомобили здесь — гости очень редкие. Настолько, что буквально на следующий день хозяин дома, где жили их друзья, прислал прислугу с требованием переставить машину из сарая во двор.

Старая немка, живущая здесь же во дворе, каждый день ждёт, что мотор взорвёт весь дом и всё спрашивает, когда же наконец мы уедем.

В самом Санкт-Петербурге, тем временем, одним из основных летних развлечений являлись соревнования «автомобильной и велосипедной езды» среди военных из разных частей. Гонки проходили в Красном Селе.

Сама подготовка была основательной: каждому участнику предоставлялась техника, которая подгонялась под индивидуальные предпочтения. На старте и финише самочувствие спортсменов проверял врач, а сами заезды проходили по жёстким правилам: первые шесть участников стартовали ровно в 16:00, далее спортсмены выезжали каждые три минуты.

Июльский выпуск «Самоката»: о чём писали автожурналисты в 1903 году

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться со июльским номером журнала «Самокат» 120-летней давности вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Говорится в еженедельнике и о новейших законодательных инициативах. Так, в ряде городов в то время ввели первый в истории России транспортный налог: администрация города Стародуба (сегодня находится на территории Брянской области) приняла решение взимать с велосипедов налог 1,5 рубля в год, с автомобилей — 3 рубля в год.

В то же время власти северной столицы задумывались о введении платного проезда по городу. Предполагалось, что плата за передвижение должна составить от 5 до 10 рублей, а распространяться должна только на личные конные экипажи. Впрочем, авторы заметки не указали, должна это быть разовая плата или за определённый срок.

Автомобильные новости