quto.ru
Опубликовано 09 сентября 2022, 17:03
6 мин.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

Из книги мы узнали про бюрократию, дороги, что такое колесо Степней и в чём его польза, а также об особенностях въезда в дореволюционную Россию.
На современных автомобилях можно добраться от Москвы до Германии и Франции буквально за несколько дней. Но в дореволюционной России подобные поездки были намного сложнее и таили в себе массу трудностей и даже опасностей. Благодаря совместному проекту Quto.ru с Национальной электронной библиотекой мы смогли ознакомиться с книгой одного из первых автотуристов нашей страны — Петра Энгельмейера, который рассказал, как ездил за собственным автомобилем в Париж в 1908 году. После прочтения остаётся только порадоваться, что сегодня появились и хорошие дороги, и комфортные машины. С другой стороны, такой путь больше не кажется настоящим приключением.

В первой части книги мы рассказывали, как Пётр Энгельмейер отправился из Москвы в Париж и его мнении о путешествии на поезде и общественном транспорте в целом. Также автор рассказал о своих впечатлениях от знакомства со столицей Франции и автомобильного завода Даррака, где он заказал себе дубль-фаэтон с пятым сиденьем.

Теперь же впереди автора ждёт путешествие на автомобиле из Парижа в Москву. В пути он столкнётся с бюрократией, коррупцией и множеством опасностей, включая ДТП или, как называли подобные происшествия в начале прошлого века — крушение.

Вот только даже после получения машины на заводе Даррака в Париже в 1908 году нельзя было сесть и поехать домой. Сначала необходимо было сдать экзамен и получить местные водительские права.

«Парижане меня предупреждали, что получение разрешения от полиции длится без конца, и что для ускорения надо «graisser la patte», то есть «помаслить лапку». Но я принял другую тактику: я приставал, надоедал и мозолил глаза. Это очень хорошо помогло: вместо двух-трёх недель у меня вышла всего одна неделя, а денег вот сколько: пошлина 20 франков за шофёрское разрешение», — сообщил путешественник.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

После этого нужно было получить документы на автомобиль. Проводят все необходимые процедуры и выдают бумаги горные инженеры, которые также заведуют паровыми котлами. В итоге дубль-фаэтон под номером 17014 получил госномер 148-U-5.

Когда все необходимые документы были оформлены, Энгельмейер приступил непосредственно к подготовке к дороге.

По его заказу на кузове сзади был установлен непромокаемый багажник, ещё один дополнительный отсек для вещей разместился под задними сиденьями. На подножках нашлось место для ящика с инструментами, а также кофра с аккумуляторами и карбидным генератором.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

Кстати, само количество инструментов, которые автор взял с собой в дорогу впечатляет: в набор вошли несколько разных насосов, воронка, домкрат, лейка, разнообразные ключи, пассатижи, плоскогубцы и щипцы, молоток, зубило, ножи, ножницы для резины и жести, отвёртки, паяльники, «четыре напилка, сверлилка ручная с прибором, тиски ручные и снималка для шин».

Кроме того, Пётр рассказал, что «взял сирену, хотя и запрещённую во всех западных городах, но весьма полезную на шоссе». Помимо этого, с собой пришлось взять обязательный в Европе горный упор.

Подготовка была завершена, и 29 августа 1908 года Энгельмейер с сыном отправились в путь.

По его словам, трассы во Франции — прекрасного качества, ровные и широкие. Так что до границы с Германией удалось доехать за один день.

«Меня предупреждали, чтобы на пограничной черте я тщательно спрятал свой фотографический аппарат во избежание визитов к разным блюстителям европейского мира», — отметил автомобилист.

При пересечении границы нужно заплатить пошлину на временное пребывание, которая составляет 15-20 марок. Однако, как оказалось, закон предоставляет местным чиновникам право взыскивать пошлину по своему усмотрению. В результате у водителя потребовали 200 марок, которых у него при себе не оказалось. Впрочем, в итоге всё же удалось договориться на 15 марок.

«Дети — главная помеха автомобилиста в Германии. Все эти придорожные селения смотрят на дорогу как на свою собственность и гуляют где попало», — сетует путешественник на игнорирующих транспорт пешеходов.

А между тем, дорога стала значительно хуже: узкая, грязная и разбитая. Но это не помешало некоторым городам ввести платный проезд по мостам. Кроме того, ухудшилась и погода: начались ливни и ветер, сильно похолодало.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

Пошлину нужно платить и при въезде в Австрию, но на выезде из страны её возвращают.

Нередко автомобилист ошибался с направлением. Это сегодня в любой момент можно включить навигатор, но тогда лучшая карта, которую смог раздобыть Пётр, имела масштаб 10 км на 1 см.

В Чехии Энгельмейер решил остаться на несколько дней. Тем более что сюда на поезде приехали его жена и дочь.

За это время семья смогла отдохнуть и поездить по окрестностям Праги, а также путешественник привёл в порядок автомобиль. В один из своих приходов в гараж он познакомился с другими водителями, которые рассказали про свой побочный заработок. Писатель признался, что идея ему настолько понравилась, что после этого он постоянно давал откаты самому себе.

Спустя полторы недели автомобилист отправил свою семью домой, в том числе и сына. Себе же он нашёл нового спутника — владельца магазина богемских гранатов в Санкт-Петербурге по имени Рейман.

Вот только вернуться в Россию, которая в то время начиналась в Польше, оказалось не так просто. В первую очередь, из-за «русской цепи».

«Оказалось, что отечество принимает своих сынов не во всякое время дня и ночи. На границе по сторонам шоссе стоят два чёрно-белых столба, а между ними протягивается толстая цепь, и тогда никакие силы земные не помогут переступить границу нашу ни конному, ни пешему, ни другу, ни недругу. Ибо за цепью стоит молодчина с заряженным ружьём», — рассказал Энгельмейер.

Так, граница полностью закрыта с 18:00 до 07:00, а также во время обеда, то есть с 12:00 до 14:00.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

Пошлина за ввоз автомобиля составляет 220 рублей. Весь груз тщательно досматривают, а запасные шины взвешиваются. За них берут дополнительную пошлину — 12 рублей за пуд (16,3 кг).

Дороги, по словам Петра, стали максимально отвратительными, они засыпаны острым щебнем. На одном из таких отрезков путешественник порезал колесо. И тут на помощь ему пришла дореволюционная «запаска» — так называемое колесо Степней.

Колесо Степней — это диск с готовой шиной. Он надевается на обод поверх лопнувшего колеса и позволяет добраться до места ремонта.

Из-за щебня опасно включать фары, а после заправки в Варшаве машина пошла «заметно хуже».

«Куры, по моему, отнимают больше всего скорости в нас на Руси, как в Чехии гуси, как в Германии дети», — пожаловался Энгельмейер.

Но самое серьёзное испытание ждало путешественников в Калужской области, недалеко от города Юхнов. В темноте водитель слишком поздно заметил лежащее поперёк дороги бревно: в результате передние колёса автомобиля перескочили препятствие, а задние протащили его несколько метров. Само бревно пришлось извлекать из-под днища несколько часов.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

От удара у машины отказали тормоза и при попытке развернуться обратно в сторону города её потянуло в кювет. Кстати, в дореволюционной России едва ли не самым опасным для людей в салоне машины происшествием считалось именно опрокидывание. Дело в том, что ацетиленовые фары не гаснут, а если из бака начинает вытекать бензин, то это практически всегда приводило к пожарам.

Впрочем, крупных проблем Петру и его товарищу всё же удалось избежать, хотя в Калужской области им пришлось задержаться на время ремонта.

Конечным пунктом путешествия из Парижа в итоге стала не Москва, а Подольск, где автомобилист встретился со своими друзьями, выехавшими из столицы ему навстречу. До финиша Энгельмейер добрался 30 сентября 1908 года, спустя месяц и один день после старта из Франции.

Эксклюзив Quto: тонкости путешествия на машине из Парижа в Москву в 1908 году. Продолжение

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Автор подсчитал, что главным расходом в пути стало проживание и питание. А вот за парковку отдельную плату с него практически не брали. В среднем, в день выходило на двоих примерно 10 рублей. К слову, средняя зарплата учителя в гимназии в то время составляла около 85 рублей, а оклад чиновников высшего класса был равен примерно 500 рублей.

Автомобильные новости