quto.ru
Опубликовано 13 мая 2023, 14:32
4 мин.

Почему Пётр Первый спал в шкафу, производство «Волги» и выставка на ВДНХ

О чём писали в детских журналах для наших мам и бабушек
Журнал «Пионерская правда» 1956 и 1962 года: путешествие в Голландию, старт производства «Волги» и выставка автомобилей на ВДНХ. В советское время главным источником информации для школьников была пресса, и одним из наиболее популярных изданий являлся еженедельник «Пионерская правда». В нём молодым людям рассказывали о многом: достижениях страны, давали полезные советы на все случаи жизни, а также знакомили с автомобилями и мотоциклами. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла познакомиться с несколькими номерами журнала, который читали ещё наши родители и бабушки с дедушками.
rusneb.ru

В предновогоднем номере журнала, который вышел 21 декабря 1956 года, говорится о запуске производства автомобиля «Волга» на заводе в Горьком — сегодня этот город известен как Нижний Новгород.

«О “Волге”, новом легковом автомобиле, все мы слышали давно. А многие даже видели его или на выставке в Москве, или мчащимся по дорогам. Но то были первые опытные образцы автомобиля. А вот на днях мы получили из Горького сообщение: “На Горьковском автозаводе им. В. М. Молотова начался серийный выпуск “Волги», — говорится в издании.

Кроме того, на той же странице содержатся заметки туриста, который побывал в Голландии. В первую очередь, автор объясняет, почему в этой стране такую популярность завоевали велосипеды — дело в том, что этот вид транспорта был самым экономичным, тем более что проезд на общественном транспорте был довольно дорогим удовольствием, а автомобили и вовсе по карману были лишь наиболее обеспеченным гражданам.

Почему Пётр Первый спал в шкафу, производство «Волги» и выставка на ВДНХ

© rusneb.ru

Троллейбусов нет, автобусов и автомашин не больше, чем в любом крупном советском городе, но велосипед стал массовым и основным средством передвижения трудящихся. Велосипед позволяет экономить деньги, которые расходовались бы на поездку в трамвае. А плата за проезд в трамвае высока.

Отдельно в заметке говорится об организации движения на местных загородных трассах, которая является наиболее безопасной для всех участников дорожного движения.

«Параллельно дороге, по которой мы ехали, течёт канал, соединяющий Амстердам с официальной столицей страны — Гаагой. По другую сторону шоссе проложена трамвайная линия, а за ней — железная дорога. Между каналом и шоссе, по которому мы ехали, протянулись ещё велосипедная дорога и дорожка для пешеходов. Такое расположение дорог позволяет каждому виду транспорта мчаться на предельной скорости, а путнику — не бояться несчастного случая», — пишет автор, В. Панов.

Во время своей поездки туристы посетили несколько музеев, посетили цветочный рынок, которым славится страна, прогулялись по Роттердаму. Кроме того, они побывали в доме купца Киста, в котором неделю жил Пётр Первый во время своей поездки в Голландию и который поразил местных жителей своей скромностью, не отказываясь, например, спать в шкафу.

Более подробно ознакомиться с выпуском от 21 декабря 1956 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Какову он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшною, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет», — гласит надпись, выгравированная на стене внутри дома.

Спустя всего несколько лет, в октябре 1962 года, в журнале приводится репортаж из павильона «Машиностроение» на ВДНХ.

«Сколько здесь автомобилей! Больших и маленьких! Грузовых, легковых, автобусов, самосвалов», — пишет автор, Т. Копылова.

Жемчужиной экспозиции в журнале называют 40-тонный самосвал «МАЗ-530», который в то время использовался на больших рудниках и строительстве крупнейших электростанций. Именно эта машина завоевала высшую награду Брюссельской вставки.

Рядом с ним выставлен самосвал «Малютка» грузоподъёмностью 250 кг. Такие машины, как правило, были задействованы на заводах, где перевозили детали по цехам.

Есть в нашем хозяйстве машины, известные своими скоростями. «Чайка», «ЗИЛ-111» быстры как ветер. Есть и тихоходные машины, такие, как пятитонный грузовик «Урал-375». Он не может развить бешеную скорость, зато этот богатырь спокойно пройдёт по непролазной грязи, по болоту. Выступы на колёсах — грунтозацепы — позволяют ему цепко держаться за землю. И ещё есть большое удобство в этой машине: не выходя из кабины, шофер может повышать и понижать давление в шинах.

К тому времени легковой автомобиль «Волга», как говорится в журнале, уже успел завоевать популярность не только в СССР, но и за границей. Машину ценили за «скорость, красоту» и экономичность. На ВДНХ же рядом с ним разместились его «братья» — санитарная версия модели и автобус «Латвия».

Почему Пётр Первый спал в шкафу, производство «Волги» и выставка на ВДНХ

© rusneb.ru

По соседству с «Волгами» выставлены внедорожник УАЗ-460Б и компактный ЗАЗ-971. О последнем автор пишет, что «Запорожцу» не страшна распутица, ведь мотор на этой малолитражке мощный, а обе оси — ведущие.

Замыкает экспозицию междугородный автобус «Украина-2», созданный инженерами Львовского завода. Специалисты предприятия переработали подвеску, благодаря чему ход стал мягким и ровным, а сами путешествия на такой технике — максимально комфортными для того времени.

Полностью прочитать октябрьский выпуск «Пионерской правды» от 1962 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Приятно будет путешествовать на таком автобусе. Здесь есть всё необходимое для долгой дороги: буфет, гардероб, удобные подсобные помещения», — приводятся в издании слова экскурсовода.

Автомобильные новости