Опубликовано 14 января 2023, 17:11
5 мин.

Путешествие по городам и весям России, Украины и Европы 1923 года

Участники пробега должны были не только проехать больше 10 тыс. км, но и разведать состояние дорог на всём маршруте.
Сегодня путешествовать на автомобилях легко: трассы почти по всей стране радуют вполне приличным асфальтом, а сами машины — комфортом, даже если речь идёт о поездке по бездорожью. Но ровно век назад, в 1923 году, и доступный путешественникам выбор автомобилей был намного скромнее, а дороги могли называться скорее направлениями. Зато сама техника была экзотикой, поэтому об автопробегах становилось известно заранее, а путешественники могли надеяться на тёплый приём и всестороннюю помощь местных автолюбителей. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция Quto.ru ознакомилась с книгой 1923 года, автор которой проехал 10 000 вёрст (10,7 тысячи км) по территории России, Украины, Беларуси и Прибалтики.
rusneb.ru

«В основу пробега легло желание объехать на этот раз европейскую Россию. Было интересно отправиться на автомобиле по нашим дорогам и непременно больше по грунту, чем по шоссе. В самом деле, Россия так необъятна и своеобразна, что сколько бы не ездить по ней, все будет новое и особенное», — пишет Василий Гейман.

С такими мыслями, напомним, Василий со своими спутниками Нагилем, Оцупой и Александром доехали от Санкт-Петербурга до Москвы, а оттуда — через Нижний Новгород до Самары. В путь любители приключений отправились в 1914 году, но книга была издана спустя почти 10 лет.

Путешествие по городам и весям России, Украины и Европы 1923 года

Практически сразу за городом началась степь, и всё чаще путешественникам стали попадаться верблюды и множество сусликов. Кроме того, автомобилистам досаждала жара, и даже долетавший до них изредка порыв ветра приносил не прохладу, а раскалённый песок и зной.

Кстати, автор отмечает, что в Саратовской области в глаза буквально бросается повальное пьянство: в некоторых деревнях оно охватывает деревни полностью. При этом местные, судя по всему, совсем не стесняются своих вредных привычек.

Путешествие по городам и весям России, Украины и Европы 1923 года

«И пьёт наш дивный народ, пропивает энергию, величие духа, богатырскую мощь свою, мельчает и вырождается великодержавный тип, и как былинка полевая клонится к земле могучая наша держава», — резюмировал писатель.

И чем дальше еду я, тем более и более с великой грустью убеждаюсь, что пьют на Руси много, пьянствуют беспросыпно и зловредно... Вот с чем нужно бороться, пока не поздно, вот откуда идёт на нас гроза. В море водки растворяется здоровая русская деревня — с дьявольскими пойлом совсем не трудно растерять и величие своё, и историю, и героический дух.

Путешествие по городам и весям России, Украины и Европы 1923 года

Уже в Саратове автомобилисты встретились с местным автоклубом, члены которого вызвались проводить гостей до города Аткарска. А вот дальше у путешественников начались проблемы: оказалось, что их карты устарели, поэтому они постоянно сбивались с пути. Не помогали и местные жители, советы которых чаще не помогали найти правильную дорогу, а приводили только к потере времени и лишним крюкам. При этом сама трасса поразила своим отвратительным качеством.

Дороги вьются извилистой лентой и многие из них запаханы. Существуют и кусочки шоссе. Эти кусочки — прямо ужас и отчаяние. Едешь по грунту, щупаешь, целы ли собственные рёбра и бранишься, как извозчик... И вдруг — шоссе! Оно вынырнуло откуда-то из полевых глубин, появилось как-то совершенно незаметно. Въезжаешь на него, только что раскатился, не тут-то было: шоссе внезапно обрывается. Или перед вами развёртывается великолепное шоссе, совершенно готовое — пользуйся, милый человек, в своё удовольствие. Увы! Оно усыпано острой щебёнкой, брошенной здесь в незапамятные времена и никогда не видавшей тромбовки: так, строили себе и не достроили.

Ситуация ещё больше осложнилась после прошедшей грозы: грунтовки окончательно развезло, и машину несколько раз смывало в канаву. При этом цепи, надетые на колёса, не спасали: они постоянно рвались и соскакивали, так что путешественникам приходилось регулярно останавливаться и искать их в грязи. В подобных условиях пришлось ехать двое суток, но писатель со своими товарищами так и не доехали до Воронежа: примерно за 30 км от города у них кончился бензин.

Впрочем, когда область наконец закончилась и автомобилисты добрались до Оскола, на улице распогодилось, и дороги стали намного лучше. На шоссе от Белгорода до Харькова машина смогла разогнаться до 90 км/ч, однако нужно было быть очень внимательным, так как на проезжей части постоянно попадались своеобразные «лотки» для отвода воды. Сам город не произвёл впечатления: было многолюдно, пыльно и очень жарко, температура воздуха доходила до 50 градусов.

Одесса встретила путешественников солнцем и ясным небом, но по дороге шли обильные дожди, да и покрытие оставляло желать лучшего, из-за чего машину неоднократно приходилось практически выносить на руках. Так что все четыре пассажира на финише были облеплены плотным слоем грязи и глины. Не баловала погода путешественников и после выезда из курортного города: из-за продолжительных осадков до Киева автомобиль добирался почти пять суток.

«Киев, стольный град, мать городов русских! Сколько раз не видел бы я золотые маковки твоих церквей, сколько не дышал бы воздухом твоих садов, не устану любоваться тобою и никогда не насытится мой жадный глаз твоей прелестью и красотой. Среди крутых холмов широко раскинулся тихий Днепр. Светлой лентой протянулся он по зелёной мураве лугов. В ближнем овраге буйной зарослью цветёт пышная мальва, и купают в реке свои ветви прибрежные кусты. А там, далеко, стали на страже высот тополя, подняв к небу свои острые вершины, и творят молитву за тебя, Киев древний», — пишет Василий Гейман.

После тщательного осмотра столицы Украины участники пробега отправились в Гомель, чтобы оттуда выдвинуться в сторону Могилёва, Витебска и Пскова, доехать до Риги и вернуться в Санкт-Петербург.

«Самая трудная часть нашего путешествия окончена, и невозможные грунтовые дороги, в грязи которых утопал наш автомобиль, отошли в область воспоминаний. Мы мчимся по превосходному шоссе, нам не страшны теперь ни непогода, ни глубокие колеи, ни предательские ухабы и лужи», — с облегчением констатировал автор книги.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Дальнейший путь протекал без происшествий, разве что писатель сообщил, что на трассе регулярно начали встречаться гвозди (иногда приходилось вынимать из шин по шесть штук сразу!), а цены на бензин выросли в два раза из-за бакинской забастовки, до 7,5 рублей за пуд (16,38 кг).

Автомобильные новости