Платные дороги разрешат строить без бесплатной альтернативы

Въезд на платный участок трассы «Дон»

Въезд на платный участок трассы «Дон». Фото «Автодор»

Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая во Владивостоке на открытии Тихоокеанского форума, не исключил возможности появления в России платных дорог при отсутствии бесплатной альтернативы. Таким образом, он поднял тему, которая активно обсуждалась в конце прошлого года и вызвала тогда немало споров.
«Это пока дискуссионная тема», — оговорился Шувалов, отметив, что согласно ныне действующему законодательству, платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. Но при необходимости, по словам вице-премьера, это требование можно отменить.

«Предлагается рассмотреть возможность, что в случае, если экономическая необходимость, коммерческий интерес и спрос в появлении платной автомобильной дороги есть, то эта дорога должна быть, даже при условии отсутствия бесплатной альтернативы», — уточнил Шувалов. К этому он добавил, что в любой стране, которая занимается масштабным строительством дорожной сети, финансирование осуществляется как за счет бюджетных средств, так и в условиях чередования с частными вложениями.

Стоит отметить, что ранее российские власти неоднократно говорили о необходимости увеличить число платных дорог в стране, но только при наличии объездных бесплатных дорог. Вопрос о появлении платных автодорог, у которых не будет бесплатных дублеров, был впервые поднят на правительственном уровне осенью прошлого года заместителем главы Минэкономразвития Андрей Клепачом. По его словам, это ускорит развитие транспортной инфраструктуры в стране. Причем речь об отказе от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог шла как относительно строительства новых дорог, так реконструкции старых магистралей.

Клепач заявил, что отказ от бесплатных дорог в ряде случаев необходим для привлечения частных инвестиций в строительство. Он также отметил, что если муниципалитет реконструирует дорогу, «то у него другого пути нет: чтобы отбить эти деньги, надо сделать, чтобы эта дорога была платной».
При этом замглавы Минэкономразвития не боится возникновения «социального напряжения», так как, по его словам, речь идет о невысокой плате за пользование автодорогами. «Понятно, что всегда лучше ездить бесплатно, но лучше ездить по дороге, чем не ездить ни по каким дорогам», — отметил он.

Директор департамента инвестиционной политики министерства Сергей Беляков тогда согласился, что отмена принципа обязательности альтернативной бесплатной дороги приведет к существенному притоку частных инвестиций в инфраструктуру, а также будет нести в себе дополнительные плюсы для экономики. Поддержал предложение об отказе от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных трасс или реконструкции старых и Минтранс.

При этом против инициативы Клепача с резкой критикой выступил председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. «По сути, предложение Минэкономразвития отказаться от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан, а также противоречит закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», — заявил тогда парламентарий.
«Мы отдаем государству деньги, мы ожидаем адекватной отдачи»

Против идеи Шувалова высказался глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: «Платные дороги в Европе, во всем мире имеют очень малую протяженность, а доход от них никогда не является серьезной суммой в качестве инвестирования в дорожное строительство. Эти деньги идут на самоокупаемость трасс, нанесение разметки, оплату персонала и так далее. И говорить о том, что платные дорогие могут дать бюджету огромные вливания, совершенно несерьезно».

Кроме того, в интервью BFM.ru эксперт подчеркнул, что от такого нововведения могут пострадать как экономика, так и социальная сфера.
«Надо учитывать интересы не только простых автомобилистов, но и грузо- и пассажироперевозчиков, которые испытывают в нынешних экономических условиях достаточно большие нагрузки, многие из них работают в минус. Дополнительно обременять перевозчиков — нагнетать социальную напряженность. С нас, автомобилистов, ежегодно собирают огромные средства в виде транспротного налога, а 70% стоимости топлива — акцизы и налоги. Надо учитывать величину экспортных пошлин, фактически запретительных на иномарки. Все это в совокупности не дает основания автомобилистам надеяться на то, что государство должно обеспечить свои социальные обязательства, построить и дать нам в распоряжение достаточно комфортную, протяженную дорожную сеть. Более 50 тысяч населенных пунктов в России не имеют дорог с твердым покрытием. Мы отдаем государству деньги, мы ожидаем адекватной отдачи. Говорить, что сейчас необходимо строить платные дороги без альтернативы, значит создавать проблемы, социальную напряженность, давить малый и средний бизнес», — считает Лысаков.

«Это абсолютно исключено, — возражает против идеи Шувалова ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, эксперт ООН Александр Стрельников. «Платные дороги могут быть только альтернативой бесплатным. Платные дороги — это дополнительная роскошь», — пояснил он BFM.ru.

А вот партнер компании Strategy partners Алексей Праздничных не исключает, что такое начинание может быть эффективным при грамотном подходе к взиманию платы: «Вопрос регулирования ценообразования в рамках платных дорог — основной. Здесь очень важно четко понимать, кто пользуется этой дорогой, для каких сегментов эта дорога может стать недоступной. Эти сегменты могут получать компенсации, льготы и так далее».
Но открытым остается вопрос формулировок, заметил Праздничных. «В рамках нашего законодательства подразумевалось, что если есть платная дорога, то должна быть обязательно альтернативная бесплатная, но в прямой формулировке это звучит странно. С точки зрения международного опыта, редко бывает, когда есть платная дорога и абсолютно равнозначная бесплатная. Это может быть платный мост, и часто не бывает бесплатной альтернативы. Может быть, можно совершить альтернативный маршрут с учетом потери времени, через другие пункты. Это зависит от конкретных примеров. Сложный вопрос — что подразумевать под альтернативой», — пояснил Праздничных BFM.ru.

13 сентября 2011 г. 10:19:00 / BFM.RU

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Hyundai Tucson 2.0 AT 4WD
в автосалоне АГ-Моторс
1 803 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, polar white

Toyota Camry 3.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
1 954 000  Руб.
2017 г., пробег 10 км, черный

Toyota RAV4 5-дв. 2.0 CVT 4WD
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
1 774 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, светло-коричневый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»