quto.ru
Опубликовано 31 мая 2022, 14:00
6 мин.

Спасут ли «ободранные» «Гранты» российский автопром: эксперты не уверены

У появления «голых» версий есть как плюсы, так и серьёзные минусы
Импортозамещение в российском автопроме началось не сегодня и далеко не вчера – на это потрачены многие годы. Но результаты, мягко говоря, не впечатляют. Отказ от сотрудничества с мировыми лидерами уже привёл к краху целой индустрии. Спасут ли наш автопром «ободранные» «Гранты» и чадящие «КамАЗы»? Поразмышлять над этим вопросом мы предложили профильным экспертам.
АвтоВАЗ

Совсем скоро, летом 2022 года, на отечественный рынок начнут поступать «голые» версии изначально «ободранных» автомобилей низшего ценового сегмента. Первенцами среди таких легковушек станут Lada Granta и Niva (а может, ещё и Largus). По предварительной информации, Волжский автозавод наладит выпуск сразу в две смены. Антикризисных машин хватит всем. Вот только нужны ли они, такие машины? Без АБС, модуля ЭРА-ГЛОНАСС, подушек безопасности, электрических стеклоподъёмников и усилителя руля, с «дохлым» 8-клапанным 90-сильным мотором, отвечающим архаичному экологическому стандарту «Евро-2»? Надо ли радоваться такому «прорыву»? Есть поводы и для радости, и для печали.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, вся суть российского импортозамещения изначально сводилась к открытию в стране зарубежных производств. Ни о каком реальном импортозамещении говорить не приходится. С уходом зарубежных компаний становится невозможен даже выпуск исконно русских моделей с относительно современными системами и технологиями.

Всё последние годы Минпромторг целенаправленно проводил политику «импортозамещения». Это слово не просто так взято в кавычки: под импортозамещением понималось любое открытое в стране производство автокомпонентов. Например, завод по производству двигателей Volkswagen. И не важно, что двигатели собираются по западным технологиям из зарубежных компонентов на импортном оборудовании. Важно, что в России и силами нашей не самой дорогой рабочей силы.

Понятно, что такая система полностью построена на импорте. Любое прекращение поставок мгновенно превращало такой завод в выставку оборудования. В итоге так и произошло.

Иначе и быть не могло: современный автопром является, наверное, лучшим примером глобализации. Без разницы, где собирается автомобиль: запчасти на конвейер едут со всего света. Причина проста: специализированный завод, например, по производству систем впрыска топлива, позволяет производить компоненты огромными тиражами, снижая цену единицы продукции. А логистика сейчас позволяет отправить контейнер куда угодно, хоть на Антарктиду».

Вице-президент Национального автомобильного союза

Антон Шапарин

Увы, Россия в эту логистическую цепочку уже не входит. А значит, нашему автопрому придётся довольствоваться собственными наработками, коих, как известно, кот наплакал. Станут ли от этого российские автомобили дешевле – большой вопрос, ответ на который даст время. А вот в безопасности, точнее, опасности таких машин для потребителей сомневаться не приходится. Отказ от активных систем неизбежно приведёт к росту смертности на дорогах страны.

Ряд зарубежных игроков отказался работать на нашем рынке. Государство было вынуждено разработать некий новый технический регламент, который позволил бы сохранить хоть какое-то производство автомобилей в РФ. Ряд крупнейших автопроизводителей (список составит Минпромторг) будет производить автомобили без давно ставших общепризнанным стандартом подушек безопасности, блоков АБС и других жизненно необходимых компонентов. И продавать их россиянам – полагаю, даже дороже, чем было с этими компонентами.

Если инженеры считали зоны деформации автомобиля при ДТП с учётом подушек безопасности, то отказ от этих подушек приведёт к росту смертности при авариях. То же касается и остальных подобных систем. Поэтому, увы, продолжение работы конвейеров будет оплачено жизнями россиян. И я уже молчу про экологию».

Антон Шапарин

Вице-президент Национального автомобильного союза

Перспективы дальнейшего развития собственного автопрома в России, по мнению Шапарина, весьма туманны, если не бесперспективны: «Построение полностью автономного автопрома невозможно: себестоимость компонентов, производимых малым тиражом, будет исключительно высокой. Так что временный регламент, увы, нужно расширять, добавив туда возможность оформления ОТТС без желания правообладателя. Нужно снижать таможенные пошлины и утилизационный сбор на авто. Увы, но наш путь сейчас – это импорт. Других вариантов преодоления дефицита автомобилей и запчастей, похоже, просто нет».

Главный редактор, автор и ведущий программ на телеканале «Авто Плюс» Кирилл Ларин в беседе с Quto.ru выразил надежду, что сложившаяся в российском автопроме ситуация продлится недолго. Фактически речь идёт не о развитии, а о деградации важнейшего сегмента промышленности. Рядовым покупателям можно рассчитывать на снижение цен, но сами автомобили, которые скоро начнут поступать на наш рынок, – есть гигантский шаг в прошлое.

Сама идея выпуска упрощённых моделей в XXI веке огорчает. В то время, когда вся автомобильная промышленность делает огромные шаги вперёд, как по части активной и пассивной безопасности, так и по вопросам экологии, мы вынуждены сделать огромный шаг назад. Нашу автомобильную промышленность и так нельзя было назвать передовой, но то, что сейчас мы откатываемся на многие десятилетия назад, даёт повод задуматься. Задуматься о том, насколько же хрупка экосистема современной рыночной экономики и чем в итоге может обернуться размашистая глобализация производственных процессов. Из позитивного можно отметить лишь ценники, которые обязаны стать более подъёмными для потенциальных покупателей. Но если ставить на весы безопасность и низкую цену, то лично я за безопасность. Лучше я чутка подкоплю денег и заплачу больше, но буду уверен в том, что в автомобиле установлены хотя бы базовые умные системы, которые в нужных ситуациях уберегут меня, моих пассажиров и других участников дорожного движения. Хочется надеяться, что все эти меры по откату в прошлое являются временными и в каком-то обозримом будущем и машины на рынок вернутся и сложности в логистике будут улажены».

Кирилл Ларин

Главный редактор, автор и ведущий программ на телеканале «Авто Плюс»

Главный парадокс, по словам автомобильного журналиста Юрия Урюкова, заключается в том, что сейчас российских потребителей не очень заботят безопасность и качество предлагаемых машин. Главное – невысокая цена.

Парадокс в том, что в отказе от АБС и прочих подушек безопасности, похоже, видят катастрофу лишь эксперты-теоретики. А российского небогатого потребителя интересуют совсем другие вещи. Ему бы купить автомобиль здесь и сейчас, причём, желательно, подешевле. Не будет усилителя руля или электростеклоподъёмников? Ерунда, ездили же деды и без них! Убрали ЭРУ-ГЛОНАСС? Пустяки, меньше электроники – меньше проблем! Да и сенсорный экран не нужен – пойдёт старая магнитола! Поэтому «ободранная» Lada Granta выступает вполне в духе времени. И пусть для «АвтоВАЗа» это вынужденный шаг назад, откат в каменный век индустрии, но лучше уж так, чем вообще без бюджетных машин на рынке. Главное, не остаться на этой ступени развития ещё лет на 30».

Юрий Урюков

Автомобильный журналист

Появление на российском рынке «ободранных» машин, по мнению автомобильного эксперта Максима Кадакова, действительно приведёт к падению базовых цен – станут доступны автомобили, которые купить было в принципе невозможно (ещё несколько месяцев назад начальные версии с минимальным набором опций в автосалонах начисто отсутствовали). С точки зрения рядовых покупателей это несомненное благо, о котором не стоит забывать. Выпустить более совершенные, модернизированные автомобили «АвтоВАЗ» в перспективе сможет, но на это понадобится время.

«АвтоВАЗ» как приличное предприятие, естественно, думает о том, что можно модернизировать, и естественно, думает о том, как автомобили сделать лучше, но мы сейчас находимся в той ситуации, в которой мы все находимся, поэтому быстро сейчас ничего появляться не будет. Сделать можно всё, что угодно, но нужно спрашивать потребителя, что ему надо. Любая модернизация влечёт за собой, как правило, повышение себестоимости. Если объём выпуска относительно невелик, то, значит, будет расти цена. Вот как сейчас с «Грантой». Её «раздевают». Плохо это? Да, это плохо! «Гранта» без подушек безопасности и АБС – это не очень хорошо. «Гранта», не отвечающая «Евро-5» – это тоже не очень хорошо. Но, скорее всего, она будет подешевле, чем та, которая продавалась до последнего момента. И вполне возможно, что для большинства, для многих покупателей, особенно в глубинке, цена гораздо важнее, чем наличие электроусилителя. Она («Гранта) и без электроусилителя поедет. Людям машины давно уже стали не по карману. Может быть, и не надо модернизировать «Нивы», потому, что это всё не бесплатно».

Максим Кадаков

Главный редактор «За рулём»

Автомобильные новости