Россия потратит 100 миллиардов рублей на создание современных автотрасс

Фото с сайта ntlaba.ru

Около 100 миллиардов рублей будет направлено на строительство в России современных дорог. Но как с умом потратить эти огромные деньги? Предложений много, но каждый вариант таит свои подводные камни. Нет гарантий, что вложенные миллиарды будут потрачены с максимальным эффектом. Вот, к примеру, факт, который для многих окажется неожиданным. Сегодня дороги у нас строят на основе стандартов 60-х годов, они рассчитаны на 5-тонные грузовики. А трассы уже забиты огромными грузовиками, в том числе 40-тонными фурами. Они нещадно крушат и месят наши устаревшие покрытия. Именно под таких тяжеловесов в ведущих странах мира уже давно строятся дороги.

И таких примеров множество. Вообще, как выясняется, с дорожными стандартами у нас просто беда. Многие безнадежно устарели, а, скажем, на пешеходные переходы их просто нет. Поэтому каждый творит то, во что горазд. Очевидно, что в такой ситуации прокладывать в России тысячи километров новых трасс — пустая трата огромных денег. Стране нужны дороги мирового класса, и под них надо «подложить» новые стандарты. Их нужно создавать на новых принципах, и здесь без последних достижений науки не обойтись.

В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта «Инновационные дороги». Его осуществляют минэкономразвития, «Роснано», Федеральное дорожное агентство, правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области. Цели амбициозны: в частности, предлагается увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, в 10-15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций, скажем, мостов, ограждений и так далее. А главное — в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов.

Дорога начинается с покрытия или, как говорят спецы, с «одежды». Она должна обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. И здесь наука предлагает обширный «гардероб», где более десятка вариантов.

— Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, — объясняет координатор проекта Александр Наумов, представляющий «Роснано». — Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40-200 процентов, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70 процентов. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Его кладут слоями, как пирог. Он также улучшает почти все характеристики дороги.

Итак, вариантов «одежды» много. А некоторые даже противоречат друг другу. Какой же выбрать? По словам Наумова, окончательное слово за заказчиком по итогам испытаний.

Странная ситуация возникла с дорожными знаками. Наше «творческое» население приспособилось ими закрывать бочки. И знаки перекочевали с многих дорог в дачные поселки. Сразу вспоминается герой чеховского рассказа «Злоумышленник», который не понимал, почему нельзя откручивать гайки с железнодорожного полотна.

— Прежде всего будет проведена инвентаризация дорожных знаков, — говорит Наумов. — Затем каждый будет «оцифрован», на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. Но самое главное, что знак сможет общаться с водителем. Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот и так далее. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит.

Авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Кроме того, включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.

Кстати, сами столбы освещения и вообще вся дорожная инфраструктура кардинально изменятся. Сегодня, врезавшись на скорости в бетонную или металлическую опору, автомобиль сминается как консервная банка. А вот та же конструкция, но из композитного материала погасит скорость и силу удара. Последствия аварии окажутся менее трагичны.

Но, конечно, центром всего проекта, его «мозгом» будет интеллектуальная система управления транспортом. Именно ей поручается свести к минимуму злополучные пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Основа «умной» дороги — информация. Поэтому по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и «глаз», чтобы постоянно держать на контроле и сообщать обо всем, что происходит на дороге. А сверху за происходящим будет наблюдать всевидящий ГЛОНАСС.

Понятно, что первая забота интеллектуальной системы — навести порядок с трафиком движения. Для этого вся информация о потоках машин будет стекаться в единый мозг — Центральный пункт управления, где суперкомпьютер постоянно должен вести расчеты оптимального движения по городу и управлять работой светофоров, чтобы скорость была максимальной и равномерной.

Но этого мало. Центральный мозг будет предлагать водителям наиболее выгодный для них маршрут, с учетом аварий на трассе, пробок, строительных работ, различных возникающих неожиданных ситуаций и так далее. Такая информация будет передаваться на интеллектуальную бортовую систему, установленную на автомобиле. Или на световые табло, расположенные в разных точках города.

— А еще, обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих машин, интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске итак далее, — говорит Наумов. — Кроме того, она предупредит о всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды, тумане, дожде, снегопаде, гололеде. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые включатся по команде интеллектуальной системы.

Уже разработана концепция «Инновационной дороги», ее авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап — тиражирование лучших научных и технических решений.

Справка «РГ»

В годы Великой депрессии Америка выходила из глубочайшего кризиса, сделав ставку на строительство дорог и объявив их национальной программой. В этих работах участвовали многие миллионы человек. Всего было построено 180 тысяч километров. Самая известная из них — шоссе 66 Чикаго — Лос-Анджелес, прозванное матерью Америки. К 1938 году оно стало самой длинной в мире дорогой с твердым покрытием — его протяженность составила 3,8 тысячи километров. Лишь через 20 лет его превзошла Транс-канадская трасса (7 тысяч километров), а потом Панамериканское шоссе (16 тысяч километров). У нас сейчас достраивается трасса от Москвы до Владивостока длиной около 9 тысяч километров.

Scriptio: Юрий Медведев.

23 января 2013 г. 19:26:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Volkswagen Polo седан 1.6 MT
в автосалоне Genser VW Новоясеневский
729 901  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный deep

Toyota Land Cruiser Prado 2.8 TD AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
3 508 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi AT 4WD
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Hyundai ш.Энтузиастов
2 464 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, titanium silver

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»