Новые правила подготовки водителей нужно кардинально переработать

Фото с сайта troitsk-avto.ru

Новые программы обучения водителей, разработанные Минобрнауки, как ожидается, заработают уже в марте. Они уже согласованы с МВД и Минтрансом, и теперь окончательную точку перед их внедрением в течение ближайшего месяца должен поставить Минюст. Однако представленные ведомством проекты до сих пор вызывают споры среди руководителей автошкол и профессиональных сообществ. На этой неделе после очередной встречи экспертов, чиновников и представителей автошкол последние заявили, что подготовленные нормативы разработаны в спешке. Они предложили чиновникам различных министерств новые варианты методики обучения и настаивают на переносе сроков принятия программ.

В частности, по итогам встречи все присутствовавшие на ней представители автошкол сошлись во мнении, что по новым нормативным актам эффективная работа по подготовке водителей невозможна. По их мнению, документ необходимо в корне менять, а если нормативы примут, их все равно придется кардинально перерабатывать.

Глава московского Научно-методического центра подготовки водителей Сергей Быков заявил «Газете.Ru», что то или иное решение будет принято Минюстом до конца февраля. По его словам, если ведомство не обнаружит в уже разработанном проекте коррупционного подтекста, новые правила обучения водителей и сдачи экзаменов заработают практически сразу.

Как рассказал Быков «Газете. Ru», при работе над проектом чиновники далеко не всегда прислушивались к мнению представителей автошкол.

Машина куплена, а «прав» нет — выбираем автошколу .

Так, полной неожиданностью для последних стал сентябрьский закон «Об образовании», в котором автошкола получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности необходимо получать лицензию. Это существенно ужесточило требования к ним. Помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы теперь должна быть четкая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензию будет ГИБДД после личного посещения организации инспектором.

«Такого удара в спину мы не ожидали. В ходе нашей работы мы шли к тому, чтобы развести подготовку водителей-профессионалов и простых автомобилистов. По нынешнему варианту получается, что люди смогут сдавать экзамены в ГИБДД только после прохождения обучения, рассчитанного на профессионалов, а это и определенное оборудование, которое придется закупать автошколам, и более высокие требования. Это поставило крест на всей нашей работе», — отмечает Быков.

По мнению Быкова, какое бы оборудование ни поставили в автошколах, учить там все равно будут плохо.

«Нужно разрабатывать требования к водителям, установить определенную планку. Экзамены должны приниматься жестко, с учетом психологических моментов, а вместо этого в рамки загоняют сами автошколы, — считает эксперт «Газеты.Ru». — При этом одним из больных вопросов остается качество подготовки инструкторов. У нас до сих пор нет таких профессий, как инструктор и экзаменатор. И те и другие ребята у нас без образования, неграмотные. Нужно их обучать, разрабатывать стандарты и программы.

Пока у нас неблагополучный таксист может стать благополучным инструктором. При этом расходы автошкол на обновление материальной базы будут зашкаливать», — говорит Быков.

Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол», считает, что предложенные Минобрнауки нормативы избыточны для любителей и недостаточны для профессионалов. Кроме того, эксперт убежден, что в министерстве отнеслись к поставленной задаче формально.

«Очаровательной блондинке незачем уметь чинить подвеску, изучать принципы работы трансмиссии, быть в курсе правил расположения крупногабаритных грузов и правил охраны труда, — заявил «Газете.Ru» Лобарев. — Любителей нужно учить выявлять неисправности и просто звонить на станцию технического обслуживания. Более серьезным техническим навыкам, к примеру ремонту автомобилей, нужно учить только профессионалов. Но эту инициативу в Минобрнауки так и не приняли, ведомству нужно было просто уложиться в сроки и выполнить постановление правительства».

Эксперт напомнил, что в прошлом году, в течение шести месяцев после утверждения законов о безопасности дорожного движения, Минтранс и Минобрнауки выясняли между собой, кто будет отвечать за разработку программы подготовки водителей.

«Только в ноябре было решено возложить эти обязанности на Минобрнауки, которое срочно, до конца года, создало проект программы, — отмечает Лобарев. — Все делается в спешке, даже проект постановления «О допуске к управлению автотранспортными средствами» был выложен 30 декабря. Мы даже не смогли сформировать свое мнение и высказать экспертные заключения. А ведь эти вопросы касаются безопасности человеческих жизней».

По мнению представителей профессионального сообщества, эксперты, которых привлекло Минобрнауки, недостаточно авторитетны, не обладают необходимыми знаниями о технических требованиях к обучению и чрезмерно коммерциализированы.

«Мы считаем, что надо тормознуть, еще раз вникнуть в эти вопросы и на основе понятий «любитель» и «профессионал» создать конкретные нормативы. Ведь до сих пор нет понятных требований, какими компетенциями должен обладать будущий автолюбитель, — отметил Лобарев. —

Получается, что требований к водителям нет, а программа обучения уже разрабатывается.

А сейчас звучат предложения сначала принять правила на определенный переходный период, а после их доработать. Но этот вариант ничего не даст. Их могут утвердить — и многие автошколы сразу закроются».

Как отметил эксперт, сейчас средние цены на обучение в России варьируются от 15 тысяч до 25 тысяч. С введением новых нормативов средняя цена поднимется до 20–40 тысяч, а если у автошколы будет собственный автоматизированный автодром, то стоимость обучения там может взлететь до 100 тысяч.

В случае если документ примут, водителям придется сдавать три экзамена. Сначала нужно будет сдать теорию. Второй экзамен пройдет на автоматизированной площадке или закрытом автодроме. Третий экзамен — в реальных условиях на улице при участии сотрудника ГИБДД. Возможно, в будущем водителям при сдаче теории придется столкнуться с тем, что в результате ошибки будет выпадать пять новых вопросов. Таким образом, по мнению авторов идеи, «сдача теории не будет больше напоминать игру в рулетку». Пока это нововведение только рассматривается.

Количество учебных часов возрастет на 56 часов. 150 будет отдано теории и 50 — практическому вождению.

Последний аспект также вызывает вопросы у ряда экспертов. Так, по мнению Лобарева, 80% всего учебного времени должно отводиться практике, причем большую часть времени водитель должен оттачивать свое мастерство на дорогах общего пользования, а не на закрытых площадках.

Как ранее сообщала «Газета.Ru», 5 ноября 2013 года в России вступили в силу поправки, которые серьезно меняют правила выдачи водительских прав. Количество категорий водителей увеличилось до десяти, впервые было введено разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном теперь запрещено. Изменились правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обязали получать российские права.

Scriptio: Алина Распопова.

28 января 2014 г. 08:45:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

LADA Vesta SW 1.6 AMT
в автосалоне Мэйджор Авто Lada
791 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi AT 4WD
в автосалоне Авторусь Hyundai Лосиный Остров
2 224 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, phantom black

KIA Mohave 3.0 CRDi AT
в автосалоне Авторусь Подольск
2 919 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Kawasaki Khazar Kia Koenigsegg KTM LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC Yamaha ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мотоциклы немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»