Новые правила подготовки водителей нужно кардинально переработать

Фото с сайта troitsk-avto.ru

Новые программы обучения водителей, разработанные Минобрнауки, как ожидается, заработают уже в марте. Они уже согласованы с МВД и Минтрансом, и теперь окончательную точку перед их внедрением в течение ближайшего месяца должен поставить Минюст. Однако представленные ведомством проекты до сих пор вызывают споры среди руководителей автошкол и профессиональных сообществ. На этой неделе после очередной встречи экспертов, чиновников и представителей автошкол последние заявили, что подготовленные нормативы разработаны в спешке. Они предложили чиновникам различных министерств новые варианты методики обучения и настаивают на переносе сроков принятия программ.

В частности, по итогам встречи все присутствовавшие на ней представители автошкол сошлись во мнении, что по новым нормативным актам эффективная работа по подготовке водителей невозможна. По их мнению, документ необходимо в корне менять, а если нормативы примут, их все равно придется кардинально перерабатывать.

Глава московского Научно-методического центра подготовки водителей Сергей Быков заявил «Газете.Ru», что то или иное решение будет принято Минюстом до конца февраля. По его словам, если ведомство не обнаружит в уже разработанном проекте коррупционного подтекста, новые правила обучения водителей и сдачи экзаменов заработают практически сразу.

Как рассказал Быков «Газете. Ru», при работе над проектом чиновники далеко не всегда прислушивались к мнению представителей автошкол.

Машина куплена, а «прав» нет — выбираем автошколу .

Так, полной неожиданностью для последних стал сентябрьский закон «Об образовании», в котором автошкола получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности необходимо получать лицензию. Это существенно ужесточило требования к ним. Помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы теперь должна быть четкая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензию будет ГИБДД после личного посещения организации инспектором.

«Такого удара в спину мы не ожидали. В ходе нашей работы мы шли к тому, чтобы развести подготовку водителей-профессионалов и простых автомобилистов. По нынешнему варианту получается, что люди смогут сдавать экзамены в ГИБДД только после прохождения обучения, рассчитанного на профессионалов, а это и определенное оборудование, которое придется закупать автошколам, и более высокие требования. Это поставило крест на всей нашей работе», — отмечает Быков.

По мнению Быкова, какое бы оборудование ни поставили в автошколах, учить там все равно будут плохо.

«Нужно разрабатывать требования к водителям, установить определенную планку. Экзамены должны приниматься жестко, с учетом психологических моментов, а вместо этого в рамки загоняют сами автошколы, — считает эксперт «Газеты.Ru». — При этом одним из больных вопросов остается качество подготовки инструкторов. У нас до сих пор нет таких профессий, как инструктор и экзаменатор. И те и другие ребята у нас без образования, неграмотные. Нужно их обучать, разрабатывать стандарты и программы.

Пока у нас неблагополучный таксист может стать благополучным инструктором. При этом расходы автошкол на обновление материальной базы будут зашкаливать», — говорит Быков.

Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол», считает, что предложенные Минобрнауки нормативы избыточны для любителей и недостаточны для профессионалов. Кроме того, эксперт убежден, что в министерстве отнеслись к поставленной задаче формально.

«Очаровательной блондинке незачем уметь чинить подвеску, изучать принципы работы трансмиссии, быть в курсе правил расположения крупногабаритных грузов и правил охраны труда, — заявил «Газете.Ru» Лобарев. — Любителей нужно учить выявлять неисправности и просто звонить на станцию технического обслуживания. Более серьезным техническим навыкам, к примеру ремонту автомобилей, нужно учить только профессионалов. Но эту инициативу в Минобрнауки так и не приняли, ведомству нужно было просто уложиться в сроки и выполнить постановление правительства».

Эксперт напомнил, что в прошлом году, в течение шести месяцев после утверждения законов о безопасности дорожного движения, Минтранс и Минобрнауки выясняли между собой, кто будет отвечать за разработку программы подготовки водителей.

«Только в ноябре было решено возложить эти обязанности на Минобрнауки, которое срочно, до конца года, создало проект программы, — отмечает Лобарев. — Все делается в спешке, даже проект постановления «О допуске к управлению автотранспортными средствами» был выложен 30 декабря. Мы даже не смогли сформировать свое мнение и высказать экспертные заключения. А ведь эти вопросы касаются безопасности человеческих жизней».

По мнению представителей профессионального сообщества, эксперты, которых привлекло Минобрнауки, недостаточно авторитетны, не обладают необходимыми знаниями о технических требованиях к обучению и чрезмерно коммерциализированы.

«Мы считаем, что надо тормознуть, еще раз вникнуть в эти вопросы и на основе понятий «любитель» и «профессионал» создать конкретные нормативы. Ведь до сих пор нет понятных требований, какими компетенциями должен обладать будущий автолюбитель, — отметил Лобарев. —

Получается, что требований к водителям нет, а программа обучения уже разрабатывается.

А сейчас звучат предложения сначала принять правила на определенный переходный период, а после их доработать. Но этот вариант ничего не даст. Их могут утвердить — и многие автошколы сразу закроются».

Как отметил эксперт, сейчас средние цены на обучение в России варьируются от 15 тысяч до 25 тысяч. С введением новых нормативов средняя цена поднимется до 20–40 тысяч, а если у автошколы будет собственный автоматизированный автодром, то стоимость обучения там может взлететь до 100 тысяч.

В случае если документ примут, водителям придется сдавать три экзамена. Сначала нужно будет сдать теорию. Второй экзамен пройдет на автоматизированной площадке или закрытом автодроме. Третий экзамен — в реальных условиях на улице при участии сотрудника ГИБДД. Возможно, в будущем водителям при сдаче теории придется столкнуться с тем, что в результате ошибки будет выпадать пять новых вопросов. Таким образом, по мнению авторов идеи, «сдача теории не будет больше напоминать игру в рулетку». Пока это нововведение только рассматривается.

Количество учебных часов возрастет на 56 часов. 150 будет отдано теории и 50 — практическому вождению.

Последний аспект также вызывает вопросы у ряда экспертов. Так, по мнению Лобарева, 80% всего учебного времени должно отводиться практике, причем большую часть времени водитель должен оттачивать свое мастерство на дорогах общего пользования, а не на закрытых площадках.

Как ранее сообщала «Газета.Ru», 5 ноября 2013 года в России вступили в силу поправки, которые серьезно меняют правила выдачи водительских прав. Количество категорий водителей увеличилось до десяти, впервые было введено разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном теперь запрещено. Изменились правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обязали получать российские права.

Scriptio: Алина Распопова.

28 января 2014 г. 08:45:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Renault Kaptur 2.0 MT 4x4
в автосалоне Петровский Автоцентр (Варшавское шоссе)
1 160 980  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Hyundai Creta 1.6 MT
в автосалоне АГ-Моторс
999 900  Руб.
2017 г., пробег 0 км, black

Volvo XC90 2.0 D5 AT
в автосалоне Major Volvo МКАД 47 км
3 992 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, crystal white pearl

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»