Опубликовано 15 апреля 2023, 09:22
5 мин.

Очень горячие Ford из детских грёз

Грозный ралли-кар, забияка «Фокус» и другие спорткары европейского спортивного подразделения марки
Вбейте в поисковике словосочетание «легендарные Ford» и узнаете про достижения Model T, восхождение Mustang, триумф гоночного GT40 и еще прочие модели исторического значения. К сожалению, интересные автомобили Ford of Europe нередко выносятся за скобки. Мы исправляем эту несправедливость: вспоминаем разработки дивизиона TeamRS, который базируется в Великобритании и издавна занимался превращением стандартных машин в «пушки».
Ford

Ford RS200

Европейский «Форд» имеет богатые гоночные традиции и огромный опыт участия в ралли. Особенно яркие и драматичные страницы истории были написаны в восьмидесятые, когда свет увидел среднемоторный полноприводный прототип группы B. Забегая вперед скажем, что он не добился сколько-нибудь серьезных успехов. Лучший результат — третье место на шведском этапе 1986 года. Запомнился он не победами, а трагическими инцидентами. В том же году на Rally de Portugal автомобиль стал участником одного из самых страшных эпизодов в Мировом раллийном первенстве: вылетел в толпу зрителей, убив троих и покалечив несколько десятков человек. Следующая ужасающая катастрофа произошла на немецком Hessen-Rallye. На скоростном асфальтовом прямике Ford развернуло поперек дороги, и он боком врезался в дерево, мгновенно превратившись в огненный шар. Пилот Марк Сурер и штурман Мишель Видер погибли на месте.

RS200 — ралли-кар с непростой судьбой и необычной конструкцией. Дизайн композитного кузова авторства ателье Ghia считается одним из самых удачных в группе B. Ну а самое нетривиальное — это компоновка. У соперников двигатель и коробка передач располагались позади салона поперёк в пределах колесной базы. На «двухсотом» же схема transaxle: продольно размещённый турбонаддувный Ford-Cosworth объемом 1,8 литра и отнесённая к передней оси пятиступенчатая КП. Нечто подобное можно видеть, например, на Nissan GT-R только «задом наперёд». В гоночной спецификации мотор развивал 350–450 л.с. и около 250 л.с. в дорожной (согласно требованиям омологации компаниям надлежало построить двести экземпляров). Подвеска на двойных рычагах с двумя амортизаторами на колесо.

Ford Sierra RS Cosworth

Этот шедевр из коллекции европейского дивизиона создан для бескомпромиссного доминирования в шоссейно-кольцевых гонках. И, в отличие от того же RS200, он добился успеха! Триумф по всему миру, начиная новозеландским первенством и заканчивая Deutsche Tourenwagen Meisterschaft и British Touring Car Championship, победы на австралийской Bathurst 1000, в 24-часовом марафоне на автодроме Spa. И так далее, и так далее…

С рождением оригинальной, самой первой Sierra RS связана занимательная история. Инжиниринговый партнер «Форда» компания Cosworth подготовила для проекта подходящий двухлитровый мотор с турбокомпрессором, но поставила автогиганту два условия. В дорожной спецификации «четвёрку» следовало форсировать не до 180 л.с., как хотел заказчик, а до 204 л.с. И, самое главное, предлагалось с распростёртыми объятиями принять 15 тысяч двигателей, хотя по факту требовалось втрое меньше. К счастью, ответом стало согласие, а благодаря забитому складу агрегатов в дальнейшем появились заднеприводные и полноприводные спортседаны Sierra RS Cosworth. Быстрые, но не обладающие столь экспрессивной внешностью, как хэтчбек с огромным антикрылом и насупившимся «выражением лица».

Очень горячие Ford из детских грёз

© Ford

Согласно каталожным данным, серийная трёхдверка демонстрировала великолепную динамику для второй половины восьмидесятых: разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) за 6,5 секунды и максимальные 240 км/ч. Выпущено 5545 штук, из которых полтысячи конвертированы в омологационные 227-сильные Sierra RS500 Cosworth.

Ford Escort RS Cosworth

В послужном списке придворной команды и пользующейся заводской поддержкой M-Sport WRT четыре чемпионских титула. Последние датируются 2017 и 2018 годом, когда Себастьен Ожье и Отт Тянак на боевых Fiesta вышли в лидеры протокола. Вклинились в гегемонию Volkswagen и Toyota, сделав то, чего не случалось последние тридцать шесть лет. Жаль, свирепый Escort родом из девяностых записал на свой счет только восемь побед на этапах, так и не забрав чемпионский кубок. С его харизмой триумф был бы символичен.

Вопреки названию это не совсем Escort. Экстремальный хэтчбек правильнее считать шасси Sierra RS в обертке а-ля обожравшаяся стероидов серийная трёхдверка. Не верите? Тогда загляните под капот: у стокового «Эскорта» силовой агрегат стоит поперечно, а у «эрэски» продольно. Двухлитровый наддувный мотор мощностью 227 л.с. транслирует тягу на все четыре колеса через систему полного привода. Крутящий момент распределяется между передней и задней осью в соотношении 34/64. С февраля 1992 по январь 1996 года построено 7145 омологационных ралли-каров.

Ford Focus RS

Бешеный Escort со спринтом до 100 за 5,7 секунды задал высокую планку динамики. Обычные хот-хэтчи типа Volkswagen Golf GTI были кормом для этой «ракеты», поэтому от его преемника — первого Focus RS — поклонники ожидали сопоставимых характеристик. Но так и не дождались: машина получила всего-навсего 215-сильный турбокомпрессорный двигатель объемом 2,0 литра и передний привод.

Впрочем, хот-хэтчи любят не только за отдачу, но за характер и баланс ездовых свойств. RS – не исключение. Он отличается от гражданского Focus весьма существенно: модернизированы или заменены порядка 70% деталей и комплектующих. В частности, установлены тормоза Brembo и самоблокирующийся дифференциал.

Вторая итерация поинтереснее. Фордовцы воспользовались тогдашним союзом с Volvo и применили в спорткаре заслуженную 2,5-литровую «турбопятёрку», раскачанную до 305 л.с. У лимитированного Focus RS500 она модифицирована, выдает 350 л.с. и заметно лучше тянет в диапазоне средних и высоких оборотов. Впрочем, со стандартной «эрэской» тоже не соскучишься: сотню она набирает за 5,9 секунды. RS500 динамичнее на 0,3 секунды.

Очень горячие Ford из детских грёз

© Ford

Разочарование может принести разве что сизый дымок из-под передних колес на старте. Увы, быстроходный хэтч не имеет системы полного привода. С силовыми подруливаниями, от которых страдают мощные переднеприводники, борется подвеска RevoKnuckle с отделенными от стоек МакФерсон поворотными кулаками. А самоблок Quaife стремится уподобить поведение автомобиля компьютерной игре и на сухой поверхности эффективно борется со сносом.

Очень горячие Ford из детских грёз

© Ford

Последний Focus RS третьего поколения (его строили всем миром с участием американского подразделения Special Vehicle Team и австралийского Ford Performance Vehicles) обрёл таки систему полного привода. Задние колёса подключаются индивидуальными фрикционами с реализацией управления вектором тяги. «Турбочетвёрка» объемом 2,3 литра развивает 355 л.с.

Автомобильные новости