quto.ru
Опубликовано 11 ноября 2022, 22:40
3 мин.

В СССР была создана «летающая тарелка», превосходящая даже современные самолёты

Возможно, пришло время поднять старые чертежи
История нашей страны знает немало уникальных проектов, которые, к сожалению, так и не воплотились в жизнь. Одним из подобных технических проектов стал экранолёт ЭКИП, который внешне похож на летающую тарелку. Однако к уфологии этот аппарат не имеет никакого отношения. Он был создан для перевозки грузов, пассажиров, военных и спасательных миссий, наблюдением за лесами. С точки зрения безопасности и экономичности, летательный аппарат превосходит даже современные самолёты. Уникальный проект мог бы стать прорывом отечественной авиации, если бы не заморозка из-за отсутствия финансирования.
Wikipedia

«Летающее крыло» — огромный фюзеляж и крошечные крылья

Своё название ЭКИП получил от сокращения слов «экология» и «прогресс» — по советской привычке получать новые слова путём сокращения и соединения нескольких других. Аппарат был спроектирован по схеме «летающее крыло» — подъёмную силу создаёт вся поверхность машины, а не какая-то её часть. При этом самих крыльев у ЭКИПа не было — корпус аппарата выполнял их функции. То есть технически, ЭКИП , это самолёт с микрокрыльями и огромным фюзеляжем, внутри которого помещались двигатели, груз и экипаж с пассажирами.

Конструкторам удалось добиться снижения количества завихрений воздуха, убрать вибрации и увеличить подъёмную силу. Благодаря своей форме, ЭКИП обладал превосходными аэродинамическими свойствами. Встречный воздух обтекал корпус, поэтому сопротивление у ЭКИПа было намного ниже, чем у современных самолётов. Сама система была настолько уникальной, что была запатентована в России, Европе, Канаде и США.

Благодаря своим формам, ЭКИП был похож на огромную выпуклую линзу. Его полёт и впрямь напоминал инопланетный транспорт: он плавно поднимался в воздух параллельно земле, затем быстро набирал скорость и поднимался в небо, а затем также плавно приземлялся обратно.

Вместо привычных сейчас шасси ЭКИПу досталась воздушная подушка, благодаря ей, для взлёта и посадки аппарату достаточно было всего лишь 500 метров ровной поверхности на земле или на воде. При этом управление ЭКИПом было даже по современным меркам технологичное. Нереализованный летательный аппарат во многом считается актуальнее современных навороченных самолётов. Например, он летал на газу, чтобы уменьшить вредные выбросы и снизить затраты. А кроме того, мог заправляться аквазином — смесью углеводородного топлива и воды. Грете Тунберг бы понравилось.

В СССР была создана «летающая тарелка», превосходящая даже современные самолёты

© Wikipedia

Проект так и не воплотили в жизнь

Разработал уникальный аппарат советский инженер-конструктор Лев Щукин. Задумал экранолёт он ещё в 80-х гг. В середине 90-х аппарат поднялся в воздух на тестах. А к началу 2000-х гг. проект уже заморозили.

ЭКИП мог подниматься в воздух на расстояние до 11 км, а крейсерская скорость составляла 610 км/ч. Максимальная дальность полёта составляла до 6 тыс. км. На первый взгляд неказистый с виду аппарат мог перевозить грузы весом свыше 100 тонн и более тысячи человек в качестве пассажиров.

С учётом того, что экранолёту не нужен аэродром для взлёта и посадки, то он мог бы использоваться для спасательных операций, тушения пожаров, проведения военной разведки и патрулирования. Чтобы охватить всевозможные задачи, ЭКИП был разработан и в качестве беспилотника, и для нужд армии в виде боевого и десантного аппарата, и для пассажирских перевозок, а также для патрулирования лесов.

Первые и единственные испытания были проведены в 1994 году. Созданием ЭКИПА занимались на Саратовском авиационном заводе. Разработчики положительно оценили прототип, правительство уже готовы было выделить финансирование под этот проект, губернатор области предлагал начать серийное производство. Основными заказчиками выступили Минобороны и Министерство лесного хозяйства. Однако несмотря на то, что ЭКИП был включён в бюджет страны, средства на его создание так и не поступили.

Конструктор Щукин пытался найти средства на реализацию своего проекта самостоятельно, но в 2001 году он умер от сердечного приступа, а проект был заморожен. Руководство региона пыталось найти зарубежных инвесторов. Американские военные предложили построить завод по производству ЭКИПа на территории США, но вкладывать деньги в российский завод отказались.

Уже к 2003 году любые работы по проекту были остановлены, в 2011 году закрылся сам авиационный завод. Единственную модель ЭКИПа сейчас можно увидеть только в Военно-техническом музее в подмосковной Черноголовке.

Так печально закончилась история летательного аппарата, которая опередила развитие авиационной отрасли на десятки лет. Возможно, сейчас пришло время снова вспомнить об этой уникальной части советской истории.

Автомобильные новости