Страховщиков обязали выплачивать штрафную неустойку автовладельцам

Фото с сайта auto.gorod-vrn.ru

Верховный суд России обязал страховые компании выплачивать немалые штрафы своим клиентам, если тем несправедливо отказали в деньгах. Надбавка за жадность должна составить как минимум половину от суммы, которую должны были бы заплатить человеку по-хорошему.

Один из примеров: в Санкт-Петербурге у клиента известной страховой компании угнали застрахованную машину. Полиция возбудила уголовное дело, но ничего не нашла. Естественно, человек пришел в страховую компанию за теперь уже своими деньгами, однако получил отказ. Клерки из страховой компании придрались к тому, что под договором стоит чужая подпись.


Как выяснилось, клиент действительно попросил кого-то другого расписаться в бумаге, так как у него самого болела рука. Но деньги-то за полис он отдавал не чужие, а свои. В общем, слово за слово, дело дошло до суда. Причем к барьеру призвали обе стороны: клиент подал иск, требуя денег. А страховщики во встречном иске попросили признать договор недействительным.

Шпаги, то есть иски, так сказать, скрестились. Судьи, разобравшись в деле, встали на сторону человека. По их мнению, у страховщиков нет оснований говорить, будто бы тот здесь ни при чем. «При заключении договора истец присутствовал, договор одобрил», — поясняется в определении Верховного суда России. Более того, чуть раньше компания уже выплачивала клиенту компенсацию в связи с тем, что его машина была повреждена камнями.

То есть когда речь шла об относительно небольших суммах, чужая подпись не помешала страховщикам увидеть в человеке своего клиента. Что же изменилось, когда несчастья, а с ними и ставки, возросли?

Как бы то ни было, суд пояснил страховщикам, что сам по себе факт подписания договора страхования не конкретным клиентом, а иным лицом по его просьбе не свидетельствует о недействительности договора. Ведь и человек свою часть соглашения выполнял, да и страховая компания знала, с кем имеет дело. Поэтому страховщиков обязали расплатиться с человеком. Однако при этом нижестоящие суды усомнились, надо ли штрафовать компанию за ее прижимистость.

По закону о защите прав потребителей если с потребителем обошлись неласково в финансовом смысле, не заплатили всего, что положено или отказали в каких-то законных просьбах, то суд должен оштрафовать таких отказников. Обидчикам придется заплатить пятьдесят процентов сверх суммы, которую с них взыщут. Так что принцип «скупой платит дважды» оправдывается на все сто.

В случае со страховой компанией, чтобы определить размер штрафа, надо сложить сумму положенной страховки, моральный ущерб, судебные расходы клиента и т.п. Половина полученной суммы и будет штрафом. Причем получить деньги должен именно клиент: так предписывает постановление пленума Верховного суда России по делам о защите прав потребителей.


Нижестоящие суды этот штраф решили не назначать, ссылаясь на то, что страхование, мол, это не торговля и законы к нему надо применять другие. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, рассмотрев кассационную жалобу, сочла такой подход неверным. «Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования закона о защите прав потребителей, является несостоятельным», сказано в определении Верховного суда России. Страховщики должны расплачиваться за то, что нехорошо поступили со своим клиентом. Поэтому решение было отменено в части, касающейся отказа назначить штраф. Теперь нижестоящие суды должны пересмотреть дело и определиться с суммой наказания.

В другом решении Верховный суд страны пояснил, что такой подход распространяется и на договоры страхования, заключенные до 2012 года, когда было принято постановление пленума Верховного суда по делам о защите прав потребителей. Закон не изменился, изменились взгляды на него, а взгляд сильнее времени. Мало ли, как считали в прошлом, теперь даже на старые договоры распространяются современные представления о правильном.

Советы специалистов, на что стоит обратить внимание при оформлении ОСАГО, читайте в статье «Непростое ОСАГО».

Хотя решения Верховного суда страны касаются конкретных дел, они, несомненно, должны повлиять на судебную практику. Потому что нижестоящие инстанции теперь знают позицию высшего суда, и решать как-то иначе уже не с руки. Подобный подход распространяется на все виды страхования: ОСАГО, КАСКО, любые другие полисы.

Между тем

Кстати, норма о штрафах в пользу потребителя распространяются и на банки.

В одном из решений Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России признала законным 50-процентный штраф, взысканный с банка за нарушение прав потребителя. Банкиры отказались выплатить человеку деньги, которые он хранил у них. Якобы его счет был арестован. На самом деле счет на тот момент был чист, банк был просто обязан отдать человеку деньги. Поскольку этого не произошло, суд назначил банку штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы. В нее вошли, помимо собственно денег со счета, еще судебные расходы в размере 20 тысяч рублей, компенсация морального вреда, неустойка и государственная пошлина.

Scriptio: Владислав Куликов.

28 января 2014 г. 11:38:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

KIA Sorento 3.5 AT AWD
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
2 739 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

LADA 4x4 Urban 5-дв. 1.7i MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
598 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

LADA 4x4 Bronto 1.7i MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
503 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»