День закрытых дверей

Opel Meriva. Фото компании Opel с сайта autoreview.ru

Часто ли автопроизводители помогают своим конкурентам создавать новые машины, причем не в рамках очередного альянса? Бывает. Очередной пример — однообъемник Opel Meriva второго поколения, к разработке которого приложили руку специалисты BMW.

–А что в этом особенного? — удивляется инженер Клаус Нюхтер, ответственный за разработку компактных автомобилей Opel. — У нас возникли проблемы с внедрением страхующей электроники для открывающихся в обратную сторону задних дверей, и мы обратились к специалистам BMW, которые разрабатывали Rolls-Royce Phantom.
— Но ведь это ваши конкуренты!
— Вы считаете, что Meriva и Phantom конкуренты? Спасибо за комплимент. А если серьезно, то мы сделали точно такую же двухступенчатую блокировку замков задних дверей. Рядом с внутренней рукояткой отпирания замка расположен чувствительный датчик, который срабатывает, как только пассажир подносит ладонь к рукоятке. Потянул рукоятку — и замок открыт. Но «случайно» такой замок уже не откроется. А на скорости свыше 4 км/ч электрические замки блокируются. Разница лишь в том, что мы используем комплектующие подешевле.

Автоматических доводчиков дверей, как на Фантоме, у Меривы, конечно, нет, но удобные четырехступенчатые фиксаторы позволяют открывать передние и задние двери на разные углы — вплоть до полного «размаха» в 84 градуса

В базовое оснащение входят металлизированные салазки, на которые устанавливается опционный сдвижной подлокотник. Подлокотник можно перемещать: когда он находится в крайнем заднем положении, между направляющими можно разместить папку с бумагами, ноутбук или женскую сумочку. Идея великолепная, но есть и побочный эффект: длинные салазки тянутся прямо к ногам среднего пассажира на заднем сиденье

Опелевцы в долгу не остались. По их инициативе и при поддержке других производителей удалось протолкнуть на уровне Евросоюза новые сертификационные правила, которые позволяют выпускать машины с такими дверями, — конечно, при наличии комплекса мер безопасности, предотвращающих несанкционированное открывание дверей на ходу. Ведь до сих пор «неправильные» двери были вне закона (их даже называли «суицидными»), поэтому каждый Rolls-Royce Phantom перед отправкой покупателю получал индивидуальный сертификат соответствия — фактически в обход европейских правил. А все прочие машины с распахивающимися против хода задними дверями — Mazda RX-8, Mini Clubman, Honda Element, Toyota FJ Cruiser — имеют зависимые «распашонки»: пока не откроешь переднюю дверь, задняя остается заблокированной.

Принято считать, что небольшие однообъемники пользуются спросом прежде всего у молодых семейных пар, которые не могут позволить себе машину побольше и подороже. Это не совсем так. Яркий пример — Mercedes A-класса. Его действительно разрабатывали с прицелом на молодых покупателей, которые в перспективе могли бы пересесть на Мерседесы посерьезнее. Но к «беби-бенцам» потянулись люди преклонного возраста, которым гораздо удобнее садиться в автомобиль с большим дверным проемом и высокими сиденьями.

Интерьер стал благороднее. Чужеродным кажется лишь угловатый монитор навигационной системы. На дорогих версиях есть раздельный климат-контроль. У передних сидений — самый широкий в классе диапазон регулировок: 240 мм по длине и 60 мм по высоте. Особенно понравились опционные кресла с сертификатом AGR (Aktion Gesunder Rucken e.V., Немецкое общество экспертов по эргономике): великолепный профиль!

Среди покупателей Меривы первого поколения доля людей старшего возраста достигала половины. И меньше их не станет, поскольку теперь садиться назад еще удобнее — недаром же на конных экипажах, да и на многих «вельможных» автомобилях прошлых лет двери открывались против движения! И управляться с трансформируемым задним диваном стало проще. Помню, как в 2003 году во время презентации Меривы первого поколения я возился со сложным механизмом трансформации — ох, намаялся без инструкции! А теперь — один рычажок. Вжик — и сдвинул свою часть сиденья назад. Если сложить и утопить вниз узкую серединку, то «половинки» можно сдвинуть еще сильнее назад — в пространство между колесными арками. Вдвоем — благодать. А коли есть опционная стеклянная крыша — и вовсе кайф.

Приборы, регулируемый по двум направлениям руль, центральная консоль — это все от Астры. «Электроручник» и основа передних сидений — от Инсигнии (материал обивки попроще, а регулировок поменьше). Пластик почти везде мягкий — если не на ощупь, то на вид. Солиднее стала машинка, причем это относится и к ездовым свойствам.

Прежде передний модуль (подвеска, рулевое управление, мотор, коробка передач) был заимствован у Корсы. Возможно, поэтому первая Meriva врезалась в память как вместительный живчик с жесткой, но задорной подвеской, а главным недостатком шасси оказался электрический усилитель руля, который был настроен хуже, чем на Корсе.

В списке опций — фирменная опелевская система для перевозки двух велосипедов. В сложенном состоянии выдвижная консоль прячется под полом багажника (в этом случае вместо запасного колеса предлагается ремкомплект), а на приведение ее в «боевое» положение уходит не больше минуты. В комплекте — дополнительные задние фонари и система фиксации двух великов, а вот дополнительный номерной знак (чтобы не перевешивать его всякий раз) придется заказывать отдельно

Линейка силовых агрегатов — это «маленькие» двигатели мощностью от 75 до 140 л.с. На рисунке — 140-сильный бензиновый турбомотор с интеркулером. Все двигатели отвечают нормам Евро-5, и в России это серьезная проблема: моторам требуется более качественное топливо

Передний модуль со стойками McPherson и задняя полузависимая подвеска — от Зафиры. Но пружины, амортизаторы, стабилизаторы и сайлент-блоки — с иными характеристиками. Специфический механизм трансформации заднего сиденья потребовал переделки центральной части пола

Теперь Meriva — на платформе Зафиры. Тяжелее на 60 кг, а по габаритам едва не дотягивает до Сценика. Плавность хода, шумоизоляция — гораздо лучше, чем у предшественницы. Но улетучилась легкость, игривость. «Усядемся поудобнее и спокойно доедем до дома».

Конечно, Meriva может ехать и быстро — тем более если, как и у моей машины, под капотом 140-сильный турбомотор. Но ожидаемой агрессии нет вовсе. Отчасти из-за «длинного» ряда трансмиссии: на второй передаче можно разогнаться до 100 км/ч, на третьей — примерно до 140 км/ч, а на четвертой — почти до 190 км/ч!

Позже я пересел на 120-сильную версию. Тоже «турбо» — и тоже «мягкое». Однако разница чувствуется. У 140-сильной версии приятнее настроена педаль газа и чуть больше запас тяги на средних оборотах, что будет кстати при полностью загруженной машине. Но если ездить одному-вдвоем, то и 120 «лошадок» хватит за глаза. Жаль, 120-сильный мотор работает только в паре с пятиступенчатой «механикой», а на автобанных скоростях хочется включить шестую передачу — и мотор работал бы потише, и расход бензина был бы поменьше.

Задние сиденья сделаны по тому же принципу, что и на прежней Мериве: узкую среднюю часть можно сложить и утопить вниз, а боковые кресла сдвинуть назад и к середине. Механизм трансформации новый: управляться с сиденьями стало проще. Продольный ход кресел — 25 см. Съемный передний подлокотник можно переставить на заднее сиденье. В спинках передних сидений — откидные столики

Meriva славно держится в поворотах, уверенно стоит на скоростной прямой, но дистанцируется от водителя: из-за «ватной» в околонулевой зоне баранки ты все время напряжен, постоянно готов к подруливаниям, а потому и расслабиться не можешь. Заимствованный у Зафиры электрогидравлический усилитель рулевого управления (но с иными настройками) — не из образцовых.

Может, базовая версия со 100-сильным атмосферником будет ближе к водителю? Или дизельные машины? Не знаю: нам таких не показали.

В России новая Meriva появится только к концу года — и пока неизвестно, с какими моторами и по каким ценам. А поскольку планов по «русификации» машины нет, то Meriva испанской сборки (ее делают на опелевском заводе в Сарагосе) может оказаться лишь едва дешевле Зафиры, которую собирают на заводе GM под Петербургом. И если случится именно так, то российские покупатели станут гораздо чаще распахивать двери Зафиры — пусть и самые обычные, навешенные на передних петлях.

|

Паспортные данные

|||||| |Автомобиль |||Opel Meriva ||| |Тип кузова |||5-дверный хэтчбек ||| |Размеры, мм |длина ||4288 ||| |ширина ||1812 ||| |высота ||1615 ||| |колесная база ||2644 ||| |колея передння/задняя ||1488/1509 ||| |Модификация |||1.4 Turbo (120 л.с.) |1.4 Turbo (140 л.с.) |1.7 CDTi | |Число мест |||5 |5 |5 | |Объем багажника, л |||400—1500*|400—1500* |400—1500*| |Снаряженная масса, кг |||1360 |1360 |1430 | |Полная масса, кг |||1890 |1890 |2035 | |Двигатель |||бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом |бензиновый, с?распределенным впрыском и турбонаддувом |дизельный, с турбонаддувом | |Расположение |||спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно| |Число и расположение цилиндров |||4, в ряд |4, в ряд |4, в ряд | |Рабочий объем, см? |||1364 |1364 |1686 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм |||72,5/82,6 |72,5/82,6 |79,0/86,0 | |Степень сжатия |||9,5:1 |9,5:1 |18,0:1 | |Число клапанов |||16 |16 |16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/мин |||120/88/4800—6000 |140/103/4900—6000 |100/74/4000 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин |||175/1750—4800 |200/1850—4900 |260/1700—2550 | |Коробка передач |||5-ступенчатая, механическая |6-ступенчатая, механическая |6-ступенчатая, автоматическая | |Привод |||на передние колеса |на передние колеса |на передние колеса | |Передняя подвеска |||независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором|независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором|независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором| |Задняя подвеска |||полузависимая, пружинная, со стабилизатором |полузависимая, пружинная, со стабилизатором |полузависимая, пружинная, со стабилизатором | |Передние тормоза |||дисковые, вентилируемые |дисковые, вентилируемые |дисковые, вентилируемые | |Задние тормоза |||дисковые |дисковые |дисковые | |Диаметр разворота, м |||11,06 |11,06 |11,06 | |Максимальная скорость, км/ч |||188 |196 |172 | |Время разгона 0—100 км/ч, с |||11,5 |10,3 |13,9 | |Расход топлива, л/100 км ||городской цикл |8,0 |8,8 |8,6 | |загородный цикл |5,0 |5,4 |5,1 | |смешанный цикл |6,1 |6,7 |6,4 | |Выбросы CO?, г/км ||смешанный цикл |143 |156 |168 | |Экологический класс |||Евро-5 |Евро-5 |Евро-5 | |Емкость топливного бака, л |||54 |54 |54 | |Топливо |||бензин АИ-95 |бензин АИ-95 |дизтопливо | |* Со сложенными задними сиденьями||||||

Scriptio: Максим Кадаков.