Опубликовано 01 января 2011, 16:30

Большой сюрПриз

Почему рано говорить о приходе Формулы-1 в Россию.
Подписание соглашения о проведении в Сочи этапа «Формулы-1» Гран-при России. Фото пресс-службы Правительства России

Генеральный директор ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" Михаил Капирулин и владелец коммерческих прав чемпионата мира Формулы-1 Берни Экклстоун в четверг, 14 октября, подписали в присутствии премьер-министра России Владимира Путина договор о проведении Гран-при России в Сочи начиная с 2014 года.

Контракт на организацию этапа Формулы-1 заключен на период с 2014 по 2020 год, но предусматривает возможность продления договоренностей еще на пять лет. Согласно контракту, трасса для первого российского этапа чемпионата мира будет создана в Имеретинской долине.

При создании автодрома будет частично использована инфраструктура, построенная в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. Трасса длиной 5,5 километра пройдет прямо по Олимпийскому парку и частично включит в себя дороги общего пользования. Проект трассы создан главным архитектором Формулы-1 Германом Тильке.

Вопросы и ответы

Болельщики Формулы-1 в России вздохнули спокойно - наконец мечты о Гран-при России становятся реальностью. Ждать пришлось долго, и многие уже потеряли надежду на то, что это когда-нибудь произойдет.

Подписание контракта с Экклстоуном, который возглавляет Formula One Management (FOM) - самый серьезный и перспективный шаг на этом пути, причем сделан он был довольно неожиданно. Проекты строительства трассы Формулы-1 в Москве и в Санкт-Петербурге обсуждались по многу лет, но так и не были завершены, тогда как соглашение в Сочи было подготовлено за несколько месяцев.

Однако в действительности радоваться пока рано. Ведь подписанное соглашение гарантирует только, что в случае, если трасса будет построена, Россия примет Гран-при в 2014 году. А вот к ее строительству Берни Экклстоун отношения иметь не будет - этим вопросом займутся наши чиновники.

Но современная трасса Формулы-1 - это сложнейший автогоночный комплекс, в который входят полная электрификация, прокладка информационных сетей для телевидения и компьютеров, создание систем оповещения, строительство специальных зданий и сооружений для контроля за ходом гонки. Более того - правила FIA регулируют близость трассы к аэропорту, количество гостиниц вокруг нее, подъездные дороги, трибуны для зрителей и многое другое, вплоть до количества туалетов.

Опыта строительства подобных объектов у нас в стране нет. Все автодромы, существующие и строящиеся сейчас в России, существенно ниже уровнем. При этом абсолютно все они не уложились в первоначальные сроки строительства, причем просрочки измерялись годами! Да, отчасти тому виной был кризис, но и задачи перед организаторами стояли намного более простые.

О том, с какими трудностями может столкнуться подобное строительство, лишний раз напомнила история с Гран-при Южной Кореи, который состоится на следующей неделе. Даже обычно организованные корейцы фактически сорвали график работ, задержав сдачу автодрома на несколько месяцев! И если бы не гибкий подход руководства FIA, нарушившей ради сохранения Гран-при собственный регламент, одной гонкой в этом году было бы меньше.

Как обстоят дела с организацией у наших чиновников - напоминать лишний раз не нужно. Правда, в их распоряжении еще целых четыре года, но эти же четыре года отведены и на возведение в том же Сочи многочисленных спортивных объектов для Олимпиады. Многие считают такое "соседство" плюсом - дескать, построить немного больше, чем изначально планировалось, не будет проблемой.

Но в действительности Олимпийские игры могут помешать Формуле-1. Ведь когда в 2013-м году чиновники встанут перед выбором, на каком из проектов сосредоточить свое внимание, то выберут они, разумеется, Олимпиаду. А проект трассы, который вряд ли получит статус национального, неизбежно будет отодвинут на второй план.

Разумеется, о строительстве во время Олимпийских игр даже думать нечего - стройку на территории Олимпийского парка никто не потерпит. А после окончания соренований до старта Гран-при останется лишь несколько месяцев. Таким образом, единственный шанс закончить строительство вовремя - это сдать трассу уже в 2013-м году.

Деньги на трассу

Есть вопросы и с финансированием. Стоимость возведения автодрома оценивается в 200 миллионов долларов, и выделить эти средства должны так называемые "частные инвесторы". Круг их уже определен - в основном это государственные или приближенные к власти организации, такие как "Ростехнологии", "ЛУКОЙЛ", "Базовый Элемент" Олега Дерипаски, а также "Мегафон".

По сути это означает, что финансирование трассы Формулы-1 - для этих структур шаг скорее политический, чем предопределенный каким-то финансовым интересом. А подобные основания всегда очень зыбки - ведь политическая ситуация может и измениться (например, после выборов президента в 2012 году).

С другой стороны, за право принимать Гран-при промоутеры должны будут перечислять Экклстоуну 40 миллионов долларов в год. Для старых европейских автодромов гонки Формулы-1 обходятся значительно дешевле, но организаторы гонок в Абу-Даби и Сингапуре платят столько же. Но потянет ли новый автодром такую сумму?

Основные доходы трассы приносят спонсоры и зрители, но и с тем, и с другим наш автоспорт испытывает большие проблемы. Нет, поклонников Формулы-1 в нашей стране достаточно, но многие ли из них смогут приехать в Сочи летом 2014 года? Парадоксально, но для большинства жителей нашей необъятной страны съездить на один из европейских - или, напротив, азиатских - этапов чемпионата значительно проще и дешевле, чем в Сочи. На жителей других стран тем более мало надежды - по их меркам, Краснодарский край находится очень далеко.

Конечно, организаторы рассчитывают привлечь туристов, которые, приезжая отдыхать в Сочи, заодно сходят и на Формулу-1. Примерно так рассуждали несколько лет назад в Турции, создавая свой автодром неподалеку от Стамбула. В результате гонки проходят при полупустых трибунах, и сегодня турецкий этап - один из главный претендентов на "вылет" из календаря чемпионата.

А ведь организаторы Гран-при Турции платят в бюджет Формулы-1 всего 13,5 миллиона долларов. Что позволяет удерживать планку цен на билеты в разумных, по меркам "королевы автоспорта", пределах - от 100 долларов на места без места, с которых, кстати, ничего не видно. В Сочи, из-за втрое более высокой стоимости контракта и общей дороговизны, эта цифра будет значительно выше.

С точки зрения бизнеса, здесь скрыт огромный подводный камень - в России почти невозможно окупить Гран-при Формулы-1. По крайней мере, в Сочи. А это значит, что проект опять-таки становится дотационным, то есть будет попросту повешен на шею околоправительственных бизнес-структур и Краснодарского края. Само по себе это нас, может быть, и не особенно беспокоит, только в какой-то момент - например, в 2015 году - "спонсоры" могут и взбунтоваться.

При этом этапы, которые не могут платить за участие в чемпионате, без сожаления выбрасываются из календаря, несмотря ни на какие сверхдлительные контракты. За последние 10 лет именно таким образом теряли свой Гран-при жители Франции, Бельгии, Канады и США. А ведь авторитет этих гонок был несравнимо выше, чем какой-то этап в неведомой для мирового автоспорта России.

В общем, вопросов пока очень и очень много, и говорить о том, что Формула-1 уже пришла в Россию, мягко говоря, преждевременно. С большой долей уверенностью об этом можно будет сказать лишь после проведения первой российской гонки.

Однако все это вовсе не значит, что от Гран-при России нам нужно отказаться. Рано или поздно "королева автоспорта" обязательно должна появиться в России - это необходимо как нашим болельщикам, так и самой Формуле-1. И в еще большей степени это необходимо нашему автоспорту, для которого хорошие трассы просто жизненно необходимы. И в этом смысле Сочи - далеко не самый плохой вариант. Только вот если нам не удастся реализовать свои обещания теперь, следующая попытка будет очень не скоро.

Scriptio: Эльмир Валеев.

Автомобильные новости