Грузовые автомобили могут обязать платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам России. Соответствующее предложение поступило от властей в регионах. Сообщается, что сегодня большегрузы ради экономии объезжают крупные трассы. Чтобы исключить такую возможность, а также оптимизировать грузовые маршруты, действие системы «Платон» предложено распространить и на региональные транспортные артерии. «Большегрузы убивают региональные дороги, объезжая федеральные трассы, на которых действует «Платон». Поэтому право регионов вводить аналогичную плату должно, по мнению субъектов Федерации, оптимизировать маршруты большегрузов», — приводит слова президента РСПП Александра Шохина издание «Ведомости». Сообщается, что перевозчики готовы поддержать инициативу, но только при соблюдении нескольких условий. В частности, регионы должны взять на себя обязательство поддерживать в нормативном состоянии до 85% дорог. Кроме того, в регионах должны присутствовать альтернативные бесплатные маршруты, а сами тарифы должны быть «разумными». Впрочем, сами компании, которые занимаются грузоперевозками, инициативу не поддерживают. «То есть, с одной стороны, мы хотим снизить издержки, а с другой – хотим ввести «Платон» в регионах. Где логика — непонятно. У нас и на федеральных дорогах перевозчики не всегда оплачивают проезд, ставя глушилки», — пояснил президент ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Поскольку деньги, собранные системой «Платон», идут на строительство и реконструкцию дорог, предложение выглядит как минимум не кровожадным. Но это только на первый взгляд», — считает координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов. Эксперт пояснил, что сегодня добросовестно оплачивают проезд далеко не все перевозчики, а в некоторых регионах страны попросту нет механизма контроля за исполнением обязанности. Он также напомнил о серьезных проблемах у перевозчиков, которые возникли на фоне ковидных ограничений, введенных весной 2020 года. По словам специалиста, рынок грузоперевозок восстановился в конце года, но многие компании попросту не смогли пережить 2020-ый и обанкротились. «Если говорить про расширение зоны платных для дальнобойщиков дорог, то нужно сначала понять, какой эффект нововведение окажет на рынок грузоперевозок. К этому вопросу нужно подходить очень деликатно и тонко, а не рубить сплеча», — заключил эксперт. Напомним, система взимания платы с грузовиков «Платон» начала работать в 2015 году. Стоимость 1 километра пути составляет 2,34 рубля. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 1,55 млн автомобилей, 68% из которых принадлежат российским перевозчикам. С начала работы системы большегрузы заплатили 163,8 млрд рублей, которые поступили в дорожные фонды. Осенью 2020 года стало известно, что новая стратегия развития транспортной стратегии России предусматривает введение платы за проезд по трассам для всех категорий транспорта к 2035 году. Впрочем, позднее информацию опровергла компания компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор системы «Платон».