quto.ru
Опубликовано 19 октября 2010, 09:25

Правительство РФ намерено запретить использование транспорта без ГЛОНАСС

Правда, документ затрагивает не все автомобили, а пассажирский транспорт, в салоне которого более 8 сидячих мест, не считая водительского.

Правительство России подготовило проект постановления, запрещающего использование транспортных средств без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Правда, документ затрагивает не все автомобили, а пассажирский транспорт, в салоне которого более 8 сидячих мест, не считая водительского.

Также устройства с ГЛОНАСС обязательно будут устанавливаться на транспорте, предназначенном для перевозки специальных и опасных грузов.

О внедрении системы спутниковой навигации мой Анатолий Кузичев беседовал с, исполнительным директором компании "М2М телематика" Алексеем Смятских и шеф-редактором журнала "Железо" Андреем Михайлюком в студии "Вестей ФМ".

Кузичев: Я приветствую в студии "Вестей-ФМ" исполнительного директора компании "М2М телематика" Алексея Смятских. Алексей, добрый день.

Смятских: Здравствуйте.

Кузичев: Андрей Михайлюк, наш постоянный и любимый автор, шеф-редактор журнала "Железо". Андрей, добрый день и вам.

Михайлюк: Доброго дня.

Кузичев: Вы знаете, есть в русском языке, да и не только в русском, вообще есть такой эффект, удивительный феномен, когда слова уже появляются в обиходе, мы активно ими пользуемся, но не очень понимаем, что они значат. Одно из таких слов – это, конечно, слово ГЛОНАСС. Кстати, наверное, это аббревиатура, да?

Смятских: Так точно.

Кузичев: А давайте ее расшифруем для смеху.

Смятских: Глобальная навигационная спутниковая система.

Кузичев: На первый вопрос вы ответили. Будет еще несколько. Как вы поняли, друзья (я к слушателям обращаюсь), мы сегодня будем обсуждать систему ГЛОНАСС. Формальный повод нашей встречи – это мое знакомство с неким документом, который называется "Проект постановления, запрещающего использовать транспортное средство без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС или (что важно) ГЛОНАСС-GPS". Поговорим о перспективах подобного внедрения в нашу повседневную жизнь. Ну и вообще попытаемся разобраться, что такое ГЛОНАСС, чем он отличается от GPS, в чем он превосходит, а в чем (пока по крайней мере) уступает. Ну, Андрей, пожалуйста, что такое ГЛОНАСС?

Михайлюк: На самом деле, если простыми словами, о технологии GPS, естественно, знают уже все. То есть американские военные запустили на орбиту 20 с лишним спутников, эти спутники позволяют определять местоположение приемника. Ну и соответственно благодаря этому, имея в кармане маленькое электронное устройство (ну или не в кармане, или в автомобиле – где угодно), можно в принципе знать не только куда ты едешь и зачем, но и где это место на карте.

Кузичев: То есть людям, которые родились в СССР, конечно, вот эта прозвучавшая формула внушила ужас. Представляете, да? Американские спутники, которые в любой момент могут понять, где ты находишься. Все! Не просто Холодная война проиграна – все! Все разрушено, понимаете. Поэтому с точки зрения идеологии, я, конечно, понимаю тех, кто ратует за введение ГЛОНАСС. Но продолжайте, Андрей.

Михайлюк: Но, тем не менее, кстати, технология GPS очень сильно связана с СССР. Она стала публичной и вообще как бы доступной не только американским военным, но и всем после довольно известного инцидента, когда наши доблестные системы ПВО сбили корейский лайнер. Если вы помните.

Кузичев: 1983 год, что ли? Да, 1983 год, по-моему.

Михайлюк: Вот. И именно после этого было принято решение, что навигационными системами могут пользоваться не только военные, но и все остальные. На самом деле это был прорыв, который собственно, спустя 20 лет, привел к тому, что мы видим уже сейчас, когда действительно каждый таксист, приехавший из бывших союзных республик, априори не говорит "дорогу покажешь", а знает, куда надо ехать.

Кузичев: Это, кстати, удивительная история, потому что насколько технологии опережают и сознание наше, и всякие железные артефакты, потому они очень долго будут выходить из употребления. Я вчера как раз вынужден был сесть в подобную машину, о которой Андрей сейчас деликатно очень, такими эвфемизмами назвал ее, вот эту, как это называется, "шахид-такси". И вот я, значит, сел в нее. Она раздолбанная абсолютно, страшная, гремящая, "шестерка". Знаете, есть такие машины, у них даже внутренностей нету, там нет обшивки, там все отодрано. Но! Но висит эта самая штуковина…

Михайлюк: Навигатор.

Кузичев: Навигатор висит. И там, значит, красивый женский голос откуда-то из него: "через 200 метров поверните налево". Это такая странная история, это такое несовпадение вообще! Но, тем не менее, это есть.

Михайлюк: Вот вы смеетесь, а один мой коллега, который занимается продажей таких вещей на российском рынке, очень сильно ратует за то, чтобы сделать интерфейс на таджикском языке. И это должно, по его мнению, очень сильно повысить продажи. Он, правда, не может пока доказать это корейской компании, с которой он работает.

Кузичев: То есть к чему была эта зарисовка? К тому, что навигаторы прочно вошли в нашу жизнь на всех уровня.

Михайлюк: И как лидирующая страна в некоторых, возможно, областях Россия тоже решила почувствовать в этой конкурентной гонке.

Кузичев: Нет, скажем так, не то что лидирующая в некоторых областях, а у нас с претензией на сверхдержавность.

Михайлюк: И ГЛОНАСС – это попытка России сделать альтернативную систему. Конечно же, она тоже подконтрольна военным, но...

Кузичев: Но нашим военным. Нашим военным, понимаете?

Михайлюк: Но нашим военным. И помимо всего прочего, наверное, одним из таких отличий больших у ГЛОНАСС от GPS является, конечно же, его позиционирование. То есть если GPS сейчас полностью вошел в потребительский сектор, и в основном мы воспринимаем GPS именно как те самые навигаторы в такси, то ГЛОНАСС – это скорее технология для… ну если не корпоративного, то, возможно, государственного использования. Ну, то есть фактически отвязаться от американских спутников и привязаться к своим.

Автомобильные новости