Самые популярные автомобили рынка после кризиса

Главной особенностью российского авторынка первого квартала 2010 года является его стабильный рост от месяца к месяцу. Если в январе 2010 года было продано 74 086 автомобилей, в феврале – 91 922 автомобиля, то в марте – уже 126 701 новый автомобиль.

Однако в целом первый квартал этого года получился для российского рынка в абсолютных цифрах продаж хуже, чем год назад. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-март 2010 года в России было продано 293 030 автомобилей, что на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. В 2009 году на фоне ухудшения экономического кризиса и общего спада уровня потребления автомобильные компании держались за счет распродажи скопившихся стоков. Этой весной, на растущем рынке, компании продают только свежие машины при минимальных объемах прошлогодних стоков.

В период кризиса 2009 года главной задачей компаний было наладить эффективную деятельность в условиях низких продаж, избавиться от стоков и минимизировать издержки. Компании, которые на этот период занялись инвестициями в наш рынок, сейчас находятся на хороших позициях. Сегодня на восстанавливающемся рынке очень важны именно стартовые позиции, которые в будущем позволят захватить большую долю рынка.

Иллюстрации с сайта autonews.ru

Самую активную политику на нашем рынке в прошлом году вела компания KIA, и сегодня она имеет отличную стартовую площадку для роста продаж, не имея при этом сборочного предприятия в России. Это одна из немногих компаний, чьи результаты в I квартале существенно улучшились по отношению к периоду 2009 года. Две трети продаж приходится на модели KIA Rio, Sportage и Cee’d, которые являются одними из лидирующих в своих сегментах.

Другая корейская компания, Hyundai, хоть и потеряла по отношению к продажам прошлого года, но потери эти (-16%) не столь существенны, как у ближайших конкурентов. А в апреле для компании начнется новая эпоха на российском рынке: Hyundai открывает собственный полномасштабный автомобильный завод. В 2010 году продолжится наладка оборудования и выпуск опытных партий автомобиля С-класса, адаптированного специально для российского рынка. Коммерческое производство стартует в 2011 году, тогда у Hyundai появится еще одна “сильная” модель на нашем рынке. Отлично себя чувствует и компания Renault, у которой рост продаж в первом квартале 2010 года составил +7% при общем падении рынка.

Очень быстро, при помощи самых разных мер, восстанавливаются после кризиса представители премиальной “большой немецкой тройки”. Что Audi, что BMW и особенно подопечная Daimler марка Mercedes-Benz (у всех трех компаний подъем продаж относительно продаж I квартала прошлого года) чувствуют себя прекрасно. Видимо, их клиенты перестали экономить на своих новых автомобилях – хороший знак для всей экономики страны. Однако возврата денег в сферу обновления парков топ-менеджмента и корпоративных флотов больше не почувствовала ни одна из компаний, относящих себя к автомобильному премиум-сегменту. Хуже того, продажи Infiniti, Cadillac, Jaguar и Saab сократились более чем наполовину. Общий итог для премиум-брендов в России пока не так хорош – минус 13%, что, впрочем, лучше, чем в целом по рынку.

Китайские бренды делают все новые и новые попытки закрепиться на российском рынке. Из старых проектов только модели Chery остаются на гребне продаж. Первый квартал 2010 года вновь оказался для Chery очень удачным – +62%. Старожилы рынка Great Wall и BYD постепенно остывают вниманием к российскому рынку; впрочем, и россияне перестали хватать китайские пикапы и джипы.

Более новые китайские проекты пока имеют успех на местном рынке. В первом квартале этого года отличным спросом пользовались автомобили Vortex (те же Chery, только родом из Таганрога) и Lifan. Проект продаж автомобилей Geely забуксовал. Однако в целом китайским маркам удалось в I квартале 2010 года продать чуть больше машин, чем за тот же период годом ранее. При общем спаде рынка рост продаж китайских авто стоит рассматривать как небольшой успех.

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн новых автомобилей. Программа утилизации, на которую государство планирует потратить 11 млрд рублей, также немного посодействует росту рынка. В итоге 2010 год может избежать участи стать самым худшим годом в новейшей истории российского авторынка, оставив это непривлекательное звание кризисному 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых авто.

Scriptio: Кирилл Орлов.