Опубликовано 20 июля 2013, 14:09

Скидки губят автопром

Над застрявшим в кризисе европейским авторынком нависла новая опасность.

За первые шесть месяцев 2013 года в Европе продажи новых машин сократились на 6,6%. Падение спроса отмечается почти на всех крупных рынках континента. Эксперты предупреждают, что активные скидки, с помощью которых европейским автопроизводителям и дилерам удается удерживать хотя бы небольшой спрос на автомобили, могут поставить крест на скором оздоровлении рынка.

Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в Европе в первые шесть месяцев 2013 года. В этот период были проданы 6,204 миллионов новых машин, что оказалось на 6,6% ниже показателей в аналогичное время в минувшем году.

Июнь показал самый низкий результат продаж с 1996 года — 1,134 миллионов машин (-5,6%). Суммарный результат за полгода стал самым низким с 1993 года.

«Даже если во второй половине года будет оздоровление рынка, то едва ли можно утверждать, что оно окажется достаточно сильным, чтобы компенсировать плохие результаты, которые зафиксированы в первой половине года», — заявили агентству Reuters в ACEA.

Все крупные рынки Европы, кроме Великобритании, показали в первом полугодии спад — сказываются рост безработицы и общая потребительская сдержанность. В численном выражении самые крупные потери несет Германия — в этой стране за полгода проданы 1,502 миллионов машин (-8,1%). Франция (931,4 тысяч машин; −11,2%) и Италия (731,2 тысяч машин; −10,3%) также продемонстрировали значительное сокращение рынков. Без падения продаж не обошлось и в Испании — проданы 386 тысяч машин, что на 4,9% меньше, чем годом ранее.

В Великобритании продажи растут уже 16-й месяц подряд. За полгода рост составил 10%, рынок страны достиг отметки 1,163 миллионов машин за шесть месяцев. В британских СМИ такой бум продаж связывают с распространением выгодного автомобильного кредитования.

Среди крупных производителей больше всего продаж за полгода потеряла компания Fiat.

Суммарные продажи брендов, входящих в пакет компании (Alfa Romeo, Chrysler, Jeep и другие), сократились на 10% — до 400,6 тысяч машин.

Не менее заметные потери несет альянс PSA Peugeot Citroen. Спрос на автомобили двух французских марок, объединенных под крылом компании, сократился на 13,3% и упал до отметки 700,9 тысяч реализованных машин. Американские концерны General Motors (499 тысяч машин; −11%) и Ford (465,9 тысяч машин; −9,6%) также ощутили падение продаж.

Лидер европейского рынка, Volkswagen Group, также сдал позиции, но в меньшей степени, чем конкуренты. Спрос на автомобили объединенных в компании марок упал за полгода на 3,4%, но по-прежнему остался недосягаем для других европейских автопроизводителей — 1,536 миллионов машин. Несмотря на общее сокращение, спрос на входящую в состав VW Group марку SEAT вырос на 10,3% (до 147,4 тысяч машин).

Спрос на премиум-автомобили в Европе остается на неплохом уровне, несмотря на кризис. У BMW (390,7 тысяч машин; −3,6%) и Audi (в составе VW Group; 349,5 тысяч машин; −3,5%) продажи несколько сократились, но марке Mercedes-Benz (308,6 тысяч машин; +2,1%) даже удалось улучшить прошлогодний результат. Британский премиум от Land Rover (57,5 тысяч машин; +10,2%) и Jaguar (14,2 тысяч машин; +15,5%) также пользуются повышенной популярностью. Стоит отметить, что и в России наблюдается аналогичная ситуация. Несмотря на падение рынка в 2013 году, продажи большинства премиум-брендов на отечественном рынке продолжают расти.

Впрочем, шведский Volvo (102,5 тысяч машин) и японский Lexus (9,8 тысяч машин) оказались не у дел — продажи двух компаний сократились на 10,9 и 33,3% соответственно.

Эксперты индустрии опасаются роста скидок и спецпредложений на автомобили в Европе. По мнению издания Automotive News, повальные скидки, использующиеся европейскими дилерами и производителями, сводят на нет ценовую конкуренцию между брендами.

Кроме того, обилие продаваемых за бесценок машин нейтрализует емкость рынка, которая поспособствовала бы росту продаж, как только покупательская способность европейцев вырастет. Теперь аналитики опасаются еще одной «ямы», которая может возникнуть во второй половине года.

Издание приводит данные маркетингового исследования Reuters. По этой информации, рост скидок в Европе по сравнению с предыдущим годом составил 17%. Средняя сумма скидки на новую машину в этой части света сейчас составляет около 2,5 тысяч евро.

Рекордсменом по части скидок в Европе является марка Peugeot. Автомобили бренда стоят в среднем на 33% дешевле, что позволяет сэкономить до 3 тысяч евро при покупке машины. Также заметные скидки предлагаются на автомобили Citroen, General Motors и Ford.

Некоторые компании прибегают к изощренным методам по введению скидок. В частности, южнокорейская фирма Hyundai предлагает скидку 150 евро в Испании за каждый гол, забитый сборной этой страны в Кубке конфедераций.

Российские продажи автомобилей в первом полугодии сократились на 6% — до 1,333 миллионов машин. Эксперты видят возможность улучшения этих показателей во второй половине года с помощью новой программы автомобильного кредитования, реализуемой при государственной поддержке. Ее старт должен произойти уже летом 2013 года.

Scriptio: Сергей Гусаров.

Автомобильные новости