К написанию этой заметки нас побудил очередной арест водителя за, казалось бы, банальнейший проступок, не несущий в себе серьёзной угрозы обществу: автомобилиста отправили за решётку за отсутствие полиса ОСАГО. Что это, вопиющая несправедливость или торжество закона? Отвечаем на вопрос, который затрагивает всех отечественных автомобилистов, и не только их. Почему за отсутствие ОСАГО начали арестовывать В соответствии с действующим КоАП, езда без полиса ОСАГО не грозит нарушителям сколько-нибудь серьёзными проблемами. Правда, до поры до времени. Главное – не попадать в ДТП и не встречаться с сотрудниками Госавтоинспекции. Величина штрафа за езду без полиса ОСАГО варьируется и зависит от конкретной ситуации, но в целом наказание едва ли можно назвать строгим. Так, если полис не оформлялся в принципе, сумма штрафа составит 800 рублей. Правда, ограничений по количеству протоколов об административных правонарушениях нет – штрафовать в один и тот же день можно многократно. Если же полис в принципе есть, но показать его инспектору водитель не может, сумма штрафа составляет 500 рублей. В любом случае, сущие копейки!Но так было далеко не всегда: до 2014 года в России к нарушителям применяли намного более жёсткие меры воздействия: инспекторы при отсутствии ОСАГО изымали номера, а само транспортное средство отправляли на штрафстоянку. К чему мы клоним? В нынешней ситуации штрафы никоим образом к покупке полиса ОСАГО граждан не склоняют, особенно учитывая разницу в стоимости между полисом и штрафом (штраф может быть меньше в добрый десяток раз). Это побудило инспекторов ГИБДД хорошенько вчитаться в законы и пойти на хитрость. Какую именно, сейчас объясним. Не послушался – за решётку!Суть хитрости заключается в следующем. При первой поимке водителя без ОСАГО нарушителю помимо собственно штрафа (который и правда смешон) даётся предписание устранить нарушение, то есть обратиться в страховую компанию и всё-таки купить полис. На том автомобилист и представитель ГИБДД тихо-мирно расстаются. Однако жизнь водителя даёт трещину. Оплатив штраф, он забывает о предписании и продолжает как ни в чём не бывало колесить по дорогам. Тут-то его и ловят снова. Попав в руки стражей правопорядка, водитель с удивлением узнаёт, что ему придётся отправиться за решётку. Да-да, это не шутка! Правда, не сразу – наказание должен назначить суд.Объясняется сей феномен просто. Невыполнение требования со стороны ГИБДД устранить нарушение трактуется по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Здорово, правда?!Законен ли такой арест? Чтобы понять, не является ли арест за отсутствие ОСАГО произволом со стороны судебной системы и сотрудников ГИБДД, мы обратились к юристу. Эксперт развеял все сомнения – оспорить такое наказание действительно будет очень непросто. При наличии задокументированного требования сотрудника полиции второе нарушение уже будет считаться «неповиновением» со всеми вытекающими. Даже в случае, если вы отказались принять предписание и сочли действия сотрудников ГИБДД незаконными. Самое лучшее, что вы можете сделать, – устранить нарушение в 10-дневный срок.Суды, к слову, уже пустили подобные дела, что называется, на поток. О первом случае ареста водителя на семь суток за отсутствие ОСАГО мы рассказывали ранее, и тогда чёткого понимания, что именно происходит, ещё не было. Сейчас же известия о подобных арестах приходят их самых разных уголков страны. Так, Назаровский суд Красноярского края посадил за решётку водителя на двое суток за «неповиновение» по ОСАГО. Об этом сообщила пресс-служба регионального управления ГИБДД. Выезжая на дороги без полиса, важно принимать во внимания возможные последствия. За что ещё могут посадить? Новая схема воздействия на нарушителей может применяться далеко не только в отношении «автогражданки». Оказаться за решёткой за «неповиновение» можно, к примеру, получив предписание устранить чрезмерно сильную тонировку, снять незарегистрированный фаркоп или лебёдку, либо не внесённое в документы ГБО. Метод поистине универсальный, а потому, касающийся чуть ли не половины всех российских автовладельцев. Помнить об этом не помешает каждому!