Как вы думаете, какой автомобиль Hyundai можно назвать лучшим в истории марки? Equus (как, черт возьми, его названия правильно произносится)? Не угадали. Заднеприводное турбокупе Genesis? Какой-нибудь спортивный прототип или гибридный внедорожник? Я вас умоляю – нет, нет и нет. Лучшим автомобилем Hyundai, который когда-либо сходил с конвейера этой компании, является Getz. И сейчас я объясню почему.
Превосходство автомобиля нужно определять не по цифрам на ценнике, мощности мотора или диагонали экрана мультимедийной системы, а по тому влиянию, которое он оказал на саму компанию. И в этом отношении Getz для корейцев – что модель Т для Ford или «Жук» - для VW.
До Getz Hyundai делал убогие коробчонки, обладающие всеми качествами сегодняшних китайских автомобилей. Купить корейское на рубеже веков – все равно, что написать у себя на лбу «Я лузер».
И вот, в этой ситуации, из-под пера инженеров нового, только что открывшегося в Германии техцентра Hyundai, выходит абсолютно новая модель, скроенная в европейском духе. Чтобы оценить масштаб перемен, достаточно сказать, что предшественником Getz, был Atos – премерзкая лупоглазая мыльница. Единственным обстоятельством, связывавшим её с автомобилями, была способность переворачиваться на «лосином тесте».
Но, вместо унылого биодизайна появился стильный, динамичный облик, удачно скрадывавший почти однообъемную компоновку. Вместо ходовых качеств прогулочной коляски – отличная управляемость и устойчивость, снискавшая любовь активных драйверов (в том числе – Александра Дивакова из «Авторевю»). Просторный салон, хороший обзор, неплохая комплектация и приятная цена – у этого автомобиля было все, чтобы стать той косичкой, за которую Hyundai, подобно барону Мюнхгаузену, вытащил себя из восточноазиатского болота на сверкающий европейский рынок. И он ей стал.
А еще – железобетонная, абсолютная надежность и стоимость эксплуатации, сравнимая со стоимостью содержания радиоуправляемой модели. Половину всех узлов автомобиля мог обслуживать даже механик-блондин, а другая половина вообще никогда не ломалась.
Когда не заводилась «Калина», я материл ВАЗ и прикидывал в уме, что у этой колымаги могло еще сломаться. Когда не заводился Getz, я удивлялся… А потом бежал с канистрой на АЗС, потому что машину все-таки надо было иногда заправлять. Поэтому, когда говорят «корейцы делают надежные автомобили», имеют в виду именно Getz.
Да, что там говорить, если даже через 10 лет после своего появления Getz оставался самым популярным автомобилем Hyundai на российском рынке. Конкуренты дважды поменяли модельный ряд, старые Fabia, Fiesta и Corsa, некогда составлявшие ему конкуренцию, давно сгнили на свалках, а Getz, как ни в чем не бывало, продолжал расходиться десятками тысяч. Я много думал, и, кажется, понял почему.
Потому что Getz представляет собой квинтэссенцию «старой школы» автомобилестроения, ставившей надежность и долговечность в один ряд с ходовыми качествами и дизайном. Сейчас бал правят унификация (будь она проклята), экологичность (будь она трижды проклята), экономичность и прочие малопонятные слова, породившие к жизни такие технологические уродства, как перегруженные малообъемные турбомоторы, роботизированные «автоматы», электронные педали газа, электроусилители руля и концерн Volkswagen.
А Getz, лишенный всего этого барахла, являлся для людей сертификатом на уверенность в завтрашнем дне в мире одноразовых автомобилей. Не зря же говорили – «Не знаешь, что купить – купи Getz». Со временем эти качества ценятся все больше, поэтому неудивительно, что каждый из трех побывавших в моих руках Getz я продавал дороже, чем покупал.
Именно с Getz началось победное шествие Hyundai на импортных рынках. Именно Getz задал вектор будущего развития всех последующих моделей компании. И я считаю, что корейцы должны поставить эту машину на пьедестал перед проходной, и каждый день совершать перед ним обряд поклонения. Потому что, если бы не было Getz, не было бы и Hyundai.