Свежая дата, рисунок протектора и другие факторы при выборе зимних шин
© Gislaved
Покупка любых шин, особенно зимних — это прежде всего инвестиция в безопасность. При выборе важно учитывать совокупность технических и эксплуатационных факторов. Олег Марков, технический эксперт холдинга «Кордиант», делится практическими рекомендациями, которые помогут сделать взвешенный выбор.
1. Тип зимних шин в зависимости от климата и дорожных условий региона
Существует два вида зимних шин: шипованные и фрикционные (их расожее название «липучки»).
Первые особенно эффективны на голом льду и укатанном снегу, но отличаются более высоким уровнем шума, поэтому могут немного уступать «липучкам» по уровню комфорта. Фрикционные шины оптимальны для переменчивых условий, так как быстро отводят воду и талый снег из пятна контакта, предотвращая аквапланирование и слешпленнинг.
Что касается всесезонных шин — в законодательстве такой категории шин не закреплено. Всесезонные шины — это компромисс использования фрикционных шин круглый год, который обеспечивает приемлемую управляемость в теплую погоду и одновременно сохранение сцепления в мягкую зиму, избавляя тем самым от регулярной переобувки при умеренном климате. Подробнее о каждом типе зимних шин можно прочитать в материале Quto.
© Gislaved
Если среднесуточная температура в регионе стабильно держится в диапазоне «ниже нуля», дороги часто покрыты толстым слоем укатанного снега, который превращается в лед, лучше всего подойдут шипованные шины. Если же целевое использование шин — умеренный климат, в котором температура по большей части находится в околонулевой зоне, а на дорогах чаще встречается снежная каша, чем гололед, лучше остановиться на фрикционных шинах.
2. Маркировка и сертификация
При выборе зимних шин необходимо покупать модели в типоразмере, рекомендованном заводом-изготовителем автомобиля и только с маркировкой 3PMSF (Three‑Peak Mountain Snowflake) – этот символ в виде горы со снежинкой подтверждает пригодность шин для сложных погодных условий.
Эта маркировка гарантирует, что шина прошла тест на сцепление на укатанном снегу и показывает требуемый уровень производительности. Знак 3PMSF означает, что перед вами настоящая зимняя шина, в отличие от маркировки только символами M+S, которые часто встречаются у шин, которые допускаются к эксплуатации в зимний период, но фактически для этого не приспособлены.
© Gislaved
3. Рисунок протектора и количество ламелей
Рисунок протектора определяет, как шина взаимодействует с разными поверхностями, будь то укатанный снег, снежная каша, гололедица или мокрый асфальт. Направленный (V-образный) рисунок быстро отводит воду и слякоть по направлению к боковым канавкам, поэтому часто используется для шин, ориентированных на высокую скорость и уверенное поведение на мокром покрытии. Также шины с направленным рисунком лучше передают тяговое усилие, то есть автомобиль на них более эффективно разгоняется.
Асимметричный рисунок применим для смешанных условий и городского использования за счет того, что одна часть протектора оптимизирована для отвода снега/воды и сопротивления аквапланированию, а другая обеспечивает сцепление на снегу и устойчивость в поворотах.
Ламели — тонкие прорези в блоках протектора — повышают количество рабочих кромок, которые цепляются за лед и уплотненный снег. Шины с большим количеством ламелей, расположенных под разным углами, в сложных погодных условиях показывают себя более эффективно.
© Gislaved
4. Год производства
При покупке шин важно обращать внимание на их дату производства, при этом для зимних шин, особенно фрикционных, год выпуска имеет особое значение. Это обусловлено тем, что с течением времени резиновая смесь зимней шины начинает терять эластичность и сцепные свойства, а это, в свою очередь, критичным образом сказывается на управляемости шины на льду и снегу.
Для новых зимних шин оптимально, чтобы дата производства была не старше 1–3 лет, при этом допустимый предел в эксплуатации составляет 10 лет. Также при покупке зимних шин обязательно следует проверить их визуально на предмет наличия любых повреждений.
Резюмируя, главное – правильно подобрать тип шин под климатические и дорожные условия конкретного региона, найти модель с подходящим рисунком протектора и удостовериться в наличии необходимых маркировок, свидетельствующих о пригодности шины к эксплуатации в сложных зимних условиях на снегу и льду.