Микроавтобус, пожиравший суперкары: 5 фактов о Ford Transit Supervan
Замаскированный Ford GT40
В пасхальный понедельник в апреле 1971-го британское подразделение компании Ford взбудоражило петролхедское сообщество и даже попало на заголовки национальной прессы.
Виновником торжества стал фургончик Transit. Весьма непростой. Настолько, что дебют состоялся на автодроме Брэндс-Хэтч. Казалось бы, что рабочая лошадка забыла в самом неподходящем для нее месте?
Но здесь и открывалась невероятная правда. Машина мастерски мимикрировала под «Транзит», а в действительности представляла собой переодетый среднемоторный суперкар GT40, звезду «24 часов Ле-Мана» конца шестидесятых.
Вдвое больше цилиндров и сверхскорость
Заглянувшего под капот ожидал большой сюрприз: известная как «бычий нос» выступающая передняя часть кузова пустовала. После запуска двигателя окрестности оглашало не тарахтение V-образной «четверки» серии Taunus или Essex, а грохот 4,9-литрового V8 мощностью 435 л.с. с квартетом карбюраторов Weber. Сомневающимся достаточно было окинуть взглядом выпускные коллекторы и пяитступенчатую механическую коробку передач. Все как у ле-мановских монстров!
Первый Supervan выглядел одновременно комично и пугающе со своими пытавшимися оторваться от земли при быстром прохождении поворотов колесами. Мощная «восьмерка» боролась с посредственной аэродинамикой и вопреки неподходящему кузову позволяла набирать сотню примерно за семь секунд и проходить ¼ мили за 14,5 секунд. Пилот с крепкими нервами даже мог выжать из микроавтобуса максимум — свыше 240 км/ч. Как точно выразилось британское издание Hagerty, «абсурдность супервэна сравнима только с его великолепием».
Страшнее и быстрее
Первая вариация бешеного Transit пыталась имитировать серийный автомобиль. Вторая перестала стесняться своей сущности — облачилась в кастомный стеклопластиковый кузов с развитым оперением и широченными воздухозаборниками позади передних дверей.
Кичливый экстерьер в действительности являлся необходимостью, а не способом производить впечатление на зрителей. Компания Auto Racing Technology построила машину на основе Ford C100, прототипа группы С.
Потенциал шагнул заметно вперед относительно предшественника. Атмосферный восьмицилиндровый двигатель Cosworth DFL в 3,9-литровой модификации (590 л.с. при 9500 об/мин) не запомнился гоночными победами, зато превратил «Транзит» в пулю. На тестах в Сильверстоуне он выжал 280 км/ч!
Третий дубль: на пике славы
«Супервэны» строились для промоушена конвейерной продукции, но со второй итерацией получилось странно: гоночный вариант показали в 1984 году, когда заводской фургон готовился принять почетную отставку.
С Supervan 3 вышло логичнее — его приурочили к презентации рестайлингового Transit второго поколения в 1994-м. Интересно, что разработка велась не с нуля, а на базе предшественника.
Таким образом Supervan 2 не сохранился, а преобразился. Он получил новый кузов в стиле серийной модели и 3,5-литровую «восьмерку» Cosworth HB от формульного болида (от 630 л.с. до 700 л.с. в зависимости от настроек).
Вынужденный даунсайзинг
В 2004 году Supervan пришлось модифицировать и значительно умерить его пыл. Мотор Формулы 1 сочли избыточным для журналистов и других желающих прокатиться на диковинном прототипе.
Его место занял 260-сильный Ford-Cosworth Pro Sports 3000 V6. Несмотря на более чем вдвое сниженную мощность легкий псевдофургон развивал до 240 км/ч.