История3 мин.

Этого о Citroen DS не знают даже автомобильные историки

Как заменить колесо на легендарном автомобиле, у которого всё иначе

Citroen DS

Может ли замена колеса стать поводом к без малого международному инциденту? Если речь о таком безудержно гениальном автомобиле, как Citroen DS, то...

В 1999 году, обставив германский супердуэт VW Beetle и Porsche 911, Citroen DS (1955-1975) завоевал «бронзу» в международном конкурсе Автомобиль века. А значительно раньше этого мне довелось услышать рассказ бывшего водителя (назовем его НН) посла одного из крупных государств Западной Европы в СССР. Союз к тому моменту уже распался, и НН посчитал возможным поделиться некоторыми воспоминаниями.

Капот аллигаторного типа открывал отличный доступ к запаске DS

Дело было так. Где-то на рубеже 1960–1970 годов посол для более тесного знакомства с историей и культурой страны пребывания решил в один из зимних выходных дней посетить Владимир. НН предстояло вести новый для него Citroen DS. Поездка проходила штатно, но во Владимире у машины по какой-то причине спустила задняя покрышка. «Не проблема, — подумал НН — Запаска-то на виду, прямо под капотом.» Все так, вот только вместо домкрата НН обнаружил какую-то мини-Эйфелеву башню с подвижной дырчатой частью (французы называли эту штуку «свеча») и железяку c изогнутым «клювом», которая, видимо, вставлялась в эти отверстия.

Так выглядел набор для замены колеса Citroen DS: баллонник c рукояткой, основание «свечи», выдвижная часть «свечи», фиксатор «свечи»

При этом ни намека на подъемный механизм. Хорошо еще, что под передними дверями нашлись пазы под непонятную подпорку. Но дальше — больше. Снять пострадавшее колесо не было никакой возможности, поскольку к нему плотно прилегало крыло, лишенное привычного выреза. Инструкции в автомобиле, разумеется, не было. Что делать? Окружившие невиданное транспортное средство местные кулибины предложили с помощью оглобли завалить чуть ли не на бок строптивую «француженку», и попытаться так высвободить колесо, но НН не позволил свершиться надругательству над «Богиней» (прозвище DS из-за созвучия аббревиатуры французскому «Déesse», что означает высшее существо женского пола).

Гидропневматическая подвеска позволяла с помощью одной «свечи» вывесить сразу оба колеса одного борта

Пришлось отправляться на телефонную станцию, чтобы связаться с посольством в Москве. Как проходило общение НН с владимирскими телефонистками — отдельная история. В эпоху, когда звонок советского гражданина в посольство иностранного — тем более капиталистического! — государства граничил с изменой Родине, для провинциального города это было настоящее ЧП. Но НН оказался счастливчиком. Во-первых, ему удалось в выходной найти в посольстве человека, который знал, что делать в сложившейся ситуации. Во-вторых, у НН оказалась на редкость крепкая память. Без нее донести до обездвиженной DS огромный массив необходимой информации было бы проблематично.

Благодаря гидропневматической подвеске Citroen DS способен сохранять равновесие и управляемость даже без одного из задних колес

Судите сами. Прежде всего, требовалось открутить хромированный болт на торце заднего крыла (после нескольких контактов с баллонником эти фиксаторы начинали «цвести») и, приподняв, снять его целиком! Затем при включенном двигателе следовало перевести находящийся на борту в районе левой голени водителя регулятор пневмогидравлической подвески в крайнее верхнее положение. Автомобиль максимально приподнимался, позволяя установить на штатное место «свечу» и зафиксировать ее той самой железякой с «клювом».

После этого подвеска тем же регулятором опускалась в крайнее нижнее, сервисное положение. Автомобиль приседал сначала на корму, потом поджимались передние стойки, и у DS вывешивались сразу оба колеса одного борта. И лишь тогда можно было заменить поврежденное колесо. Затем следовало вернуть подвеску в крайнее верхнее положение, чтобы извлечь «свечу». Неспешный процесс можно было ускорить, нажав педаль акселератора.

Крыло, желательно, не поцарапав краску, возвращалось на место и фиксировалось болтом, после чего подвеска переводилась в одно из трех штатных положений. Два из них, как указывалось в инструкции по эксплуатации, предназначались для передвижения по дорогам с «глубокими колеями, переметами песка или снега, а также разбитым колониальным грунтовкам». Кроме того, та же инструкция заверяла: «Все неудобства связанные с использованием обычного домкрата остались в прошлом». Оцените французский юмор!

© DS Technicsch Team

Так к чему вся эта история давно минувших лет? К тому, что материальную часть надо знать. Особенно если ее создателей поцеловал в темечко Бог-изобретатель.