Статьи

«Эскимосские ролики»: пневмоходы Билла Олби

Билл Олби никогда не увлекался техникой. Однако то, что он увидел на Аляске в 30-е годы прошлого века будучи этнографом, круто изменило всю его жизнь, заставив в буквальном смысле «изобрести» колесо.

Билл Олби никогда не увлекался техникой. Однако то, что он увидел на Аляске в 30-е годы прошлого века будучи этнографом, круто изменило всю его жизнь, заставив в буквальном смысле «изобрести» колесо.

В одной из очередных этнографических экспедиций Билл сидел на берегу Чукотского моря и наблюдал за тем, как эскимосы подтягивают к берегу своё суденышко, битком набитое уловом. Однако ни оленьих, ни собачьих упряжек для перегрузки добычи на берегу он не заметил. — Уж не на своём ли горбу они планируют перетащить все это в поселок? — подумалось Олби. Однако то, что он увидел дальше, привело его в неописуемый восторг. Эскимосы надули воздухом несколько тюленьих шкур и, подложив их под судно, поволокли его вместе с несколькими тоннами груза в посёлок. По мере того, как шкуры перекатывались под дном корабля, их вынимали из под кормы и вновь подкладывали под нос, обеспечивая гружёному судну мягкий ход даже по скалистому грунту. Билл Олби был настолько восхищён простотой решения и его функциональностью, что даже придумал для него название — «эскимосские ролики».

Вернувшись домой, Олби начал вынашивать план по применению технологии «эскимосских роликов» в автомобилях. Широкие шины сверхнизкого давления, по его разумению, должны были обеспечить транспортному средству отменную проходимость по любому типу поверхности. В песке и на снегу, за счёт большой площади опоры, техника бы не проваливалась, а на каменистых и скальных грунтах, благодаря тому, что шины сильно проминаются без последствия быть повреждёнными, обеспечивалось бы хорошее сцепление с поверхностью и высокая плавность хода. Теория теорией, но, как известно, только практика подтверждает или опровергает правильность идеи. Проведя немало времени в гараже, Олби вместе с сыном создают действующий макет пневмохода.

Аппарат сильно напоминал коляску из гипермаркета, где вместо двух задних колёс стояло одно широкое. Вращающий момент на него передавался посредством семи маленьких роликов, соприкасающихся с ним в верхней части. Ролики же приводились в движение от двигателя благодаря зубчатой цепи.

Читать далее на сайте 5koleso.ru