Статьи

Мнение: почему альянс Renault Nissan мертв

Nikkei

Альянс Renault Nissan доживает свои последние мгновения. С таким мнением выступают многие эксперты рынка, утверждающие, что "брак остался действителен лишь на бумаге".

Издание WSJ получило доступ к переписке руководителей двух компаний. В письме вице-президента Nissan Хари Нады говорится, что Renault должна сократить свою долю акций японского партнера с 43,4% до 5-10% и тогда обе компании должны инвестировать в новые предприятия. Он привел мнение независимого эксперта Масакадзу Тойоды.

Тойода считает, что для перезапуска отношений Renault и Nissan должны создать новое совместное предприятие. Это позволит не только реанимировать альянс, но и даст возможность главе Renault Жану-Доминику Сенару избавиться от перекрестного владения акциями, которое на данный момент лежит в основе альянса.

Судя по дискуссиям внутри Nissan, компания заинтересована лишь в поддержании видимости сохранения альянса с Renault. Японцы нацелены на предотвращение дальнейшего сближения двух сторон. И вероятно, это оптимальный путь решения проблем, в которых уже буквально погряз японский автопроизводитель.

Вероятно, альянс Renault Nissan перестал существовать в тот день, когда арестовали его прежнего главу Карлоса Гона. Вместе с ним из альянса могла уйти и идея кроссплатформенности. Именно Гон продвинул и реализовал идею о единых платформах для автомобилей обеих компаний.

Может быть, для Nissan в данный момент будет правильнее максимально обособиться от Renault (и даже дать французам дорогу к слиянию с FCA). Очевидно, что если испытывающий финансовые проблемы Nissan станет участником мероприятия по слиянию Renault и FCA, его быстро отодвинут на задворки и он превратится в то, чем сегодня является Mitsubishi внутри Renault Nissan.

Но развод с французами будет означать для Nissan появление новых проблем. Без европейского партнера японская компания останется один на один с целым ворохом проблем. Необходимо будет вкладываться в собственные разработки и исследования, отказываться от совместных платформ и создавать новые.

Карлос Гон подложил японцам жирную свинью, реализовав стратегию наращивания объемов производства любой ценой. Из-за этого множество работников заводов Nissan могут остаться без работы, потому что отказ от общих платформ будет означать и отказ от общих моделей.