Статьи

Первый советский внедорожник: 10 фактов про ГАЗ-61

Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что ВАЗ-2121 была первым советским внедорожником. Спору нет, «Нивушка» — уникум с точки зрения некоторых особенностей принципиальной конструкции. Именно в ней удалось объединить несущий кузов и постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Вот только первой она точно не была. Более того, таковым нельзя считать не только УАЗ-469, но и разработанный в рекордно короткие сроки ГАЗ-64.

Знакомьтесь, ГАЗ-61, первый советский полноприводник с цельнометаллическим кузовом. В рамках всемирной истории он тоже отличился и формально стал третьим среди себе подобных после Lohner-Porsche Semper Vivus 4x4 EV 1900 года и Mercedes-Benz G 5 1937-го. Советский вездеход начали производить в 1941 году.

Автомобиль разработан под началом легендарного инженера и гуру внедорожной техники Виталия Андреевича Грачева, личность которого достойна отдельного материала. Это ему страна обязана появлением армейского внедорожника ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б, бронемашин БА-64 и БА-64Б, а также другой техники. В начале пятидесятых Виталий Андреевич перешел на ЗИЛ. За четверть века он и его подчиненные разработали линейку доселе невиданных экспериментальных и серийных машин, включая знаменитый ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» для поиска приземлившихся космонавтов и доставки их в цивилизацию.

ГАЗ-61 пришел на смену трехосной и не слишком внедорожной модели с индексом 21. Новинка выгодно отличалась от предшественника как минимум установкой рессор не под чулками мостов, а над ними. Это увеличило дорожный просвет и, соответственно, улучшило геометрическую проходимость – позволило преодолевать даже сложный рельеф. Впечатляющий клиренс «шестьдесят первого» по современным кроссоверным меркам кажется чудовищно большим!

Огромный вклад во внедорожный потенциал ГАЗ-61 внесло не только шасси, но и двигатель — рядная 85-сильная «шестерка» объемом 3,5 литра с чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой. Агрегат получился с поистине ломовыми «низами». Пиковые 196 Нм при 1600 об/мин позволяли не только спокойно двигаться внатяг по сложному бездорожью, но и тащить за собой прицепы.

С точки зрения примененных в конструкции узлов и компонентов «шестьдесят первый» не является стопроцентно оригинальной разработкой. Так, например, кузов, силовой агрегат, трансмиссия и подвеска крепились к модифицированной раме ГАЗ-М-1. Передняя часть сделана из вала ЗИС-101. Понижающей передач у ГАЗ-61 не было, что довольно странно для настоящего внедорожника.

Объясняется данная особенность просто — передаточные числа в четырехступенчатой механической коробке передач вкупе с низкооборотным характером мотора позволили упростить трансмиссию. Изготовление своих карданных шарниров равных угловых скоростей для передачи крутящего момента стало настоящим вызовом. Приобрести патент на зарубежные компоненты не удалось, поэтому Грачеву пришлось сперва разобраться в устройстве узла, а затем спроектировать его для внедорожника.

По габаритам герой нашего очерка примерно соответствует среднеразмерному SUV. Его длина равна 4800 мм, колесная база — 2845 мм, ширина – 1770 мм. Интересно, что при «росте» в 2080 мм первый советский вездеход выше чем Toyota Land Cruiser 200!

Линейка не ограничивалась седаном ГАЗ-61-73 с цельнометаллическим кузовом, который выпускался до конца войны. Заводу также удалось выпустить мизерную партию — по имеющимся данным, менее 40 штук — легкого артиллерийского тягача с обозначением 61-416.

Интересно, что завод собирал такие версии лишь с осени 1941 года до начала 1942-го из-за нехватки автомобильного стального листа. Был еще красивый эффектный пикап ГАЗ-61-415 с цельнометаллической кабиной. Увы, до серийного производства он так и не добрался.

Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 служил в армии. В частности, на нем ездили маршалы Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский и Иван Степанович Конев.