Статьи

Вспоминаем путч 1991 года: какая советская боевая техника была в Москве

© Depositphotos

Пусть о том, чем был так называемый августовский путч, спорят историки и политики, гораздо интереснее посмотреть на вооружение Советской Армии 1991 года. Военная техника вводилась в Москву и до августа 1991 года. Но это делалось для проведения парадов, а в августе, впервые в советской истории, в столицу было введено 360 танков и более 400 единиц другой бронетехники, с целью «поддержания порядка и охраны важных объектов». К счастью, ни одна из боевых машин не произвела ни одного выстрела. На чем же въезжали в Москву подразделения так называемых «придворных дивизий» – Кантемировской и Таманской, и частей ВДВ?

Танки Т-72 и Т-80

Самая известная фотография тех дней – это первый президент России Борис Ельцин, который стоя на танке зачитывал обращение к своим сторонникам. На тот момент на вооружении Советской Армии находились несколько типов танков, самыми современными из которых были Т-72 и Т-80. Именно танки этих двух типов и входили в Москву утром 19 августа 1991 года.

Т-72 был принят на вооружение весной 1968 года и до сих пор остается одним из самых популярных танков в мире. И одним из самых воюющих. Популярность этой машины объясняется её относительно невысокой ценой, мощным вооружением, состоящим из 125 миллиметровой пушки, хорошим бронированием, а также тем, что Т-72 купить проще, чем любой другой танк. Он выпускался десятками тысяч на заводах в СССР, Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии и Индии. Немалое число танков Т-72 осталось после распада СССР в экс-советских республиках. Вот почему он достаточно распространен в Европе, на Ближнем Востоке, Азии и Африке. Изначально Т-72 весил 41 тонну и оснащался 780-сильным дизелем В-46, но со временем появлялись более совершенные модификации.

Если Т-72 был одним из самых массовых танков в мире, то Т-80 стал первым серийным танком с тысячесильной газотурбинной силовой установкой. Танк был принят на вооружение в 1976 году и экспортировался не так активно. Однако его в свое время приобрели несколько стран, до того предпочитавшие технику американского или европейского производства, например, Южная Корея и Кипр. Эксплуатация танков Т-80 выявила как их плюсы, так и минусы, в частности, гораздо больший, чем у дизельных танков, расход топлива. Во многом благодаря конструктивным особенностям и цене Т-80, многие страны не спешили приобретать эти боевые машины. В августе 1991 года Т-80 стали первыми танками, которые прибыли в район Красной площади не для проведения парада, а выполняли функции «поддержания порядка».

Легкая бронетехника

Ну а десантные подразделения использовали свои штатные боевые машины БМД-1 и БМД-2. Заслуга в их создании принадлежит легендарному В.Ф. Маргелову, благодаря чему советские десантные войска стали ещё более мобильными и лучше вооруженными. Именно по инициативе Маргелова в шестидесятых годах была начата разработка БМД-1, ставшая первой в мире машиной такого класса.

БМД-1 весила 7,2 тонны, вооружалась 73 миллиметровым орудием и могла плавать. Принятая на вооружении в 1985 году более совершенная БМД-2 вооружена 30 миллиметровой автоматической пушкой и стала на тонну тяжелее. Причем несмотря на свой возраст, машина продолжает соответствовать своей главной функции – быть «рабочей лошадкой» «войск дяди Васи». Даже несмотря на то, что давно разработаны более совершенные машины для «крылатой пехоты», например БМД-4. В августе 1991 десантники на БМД-1 и БМД-2 выполняли «охрану общественного порядка и учреждений» и к счастью для всех, дело до применения «штатных средств» не дошло. В частности, боевые машины 106-й тульской дивизии ВДВ под командованием генерала А.В. Лебедя находились перед Белым домом до полудня 20 августа.

© watermelon83.livejournal.com

А вот другие боевые машины – БМП-1 и БМП-2 – попали в новости всех мировых СМИ. Речь идет о событиях ночи с 20 на 21 августа, когда в тоннеле под тогда ещё Калининским проспектом, сторонниками Ельцина были заблокированы несколько боевых машин пехоты, в результате чего погибли люди. Очевидцы тех событий сообщают, что БМП с номером 536 даже была подожжена, что могло привести к взрыву боекомплекта и ещё большим жертвам. К счастью, обошлось. События в тоннеле под Калининским проспектом стали самой трагичной страницей августовского путча.

Принятая на вооружении Советской Армии в 1966 году, БМП-1 стала первой в мире боевой машиной пехоты, которые в армиях других стран появились только несколько лет спустя. 13-тонная БМП могла преодолевать водные преграды и была вооружена 73 миллиметровым орудием. По огневой мощи машина заметно превосходила своих основных оппонентов, но в то же время постоянно критиковалась за слабую бронезащиту. Тем не менее БМП-1 выпущена в огромных количествах и до сих пор стоит на вооружении многих армий. Машина по лицензии выпускалась в Польше, Чехословакии, Индии и в одном только Китае их было выпущено более 3000 штук, причем китайцы самостоятельно провели несколько модернизаций.

© watermelon83.livejournal.com

Дальнейшим развитием БМП-1 стала принятая на вооружение в 1980 году БМП-2, получившая новую башню и 30 миллиметровую автоматическую пушку, чей угол вертикальной наводки позволял вести огонь по воздушным целям. Двигатель – 300 –сильный дизель, остался прежним, поэтому динамические характеристики особо не изменились. БМП-2, также как и предшественница – БМП-1, выпускалась по лицензии в Чехословакии и Индии и пользовалась не меньшей популярностью в мире, состоя на вооружении в армиях десятков стран.

БТР-60 и БТР-70

Мотострелковые подразделения, входившие в Москву 19 августа 1991 года, использовали и колесную бронетехнику – бронетранспортеры БТР-60 и БТР-70. Например, машины этого типа состояли на вооружении Таманской дивизии. Запущенный в производство в 1960 году БТР-60 стал первым советским бронетранспортером с колесной формулой 8х8, причем две передние оси были сделаны управляемыми. Как и прочая советская бронетехника, предназначенная для поддержки пехоты, бронетранспортеры могли преодолевать водные преграды. Для своего времени это были неплохие машины, выпущенные огромным тиражом и поставлявшиеся в десятки стран мира.

Но два недостатка БТР-60 не удалось изжить и после её глубокой модернизации – БТР-70, принятой на вооружении Советской Армии в 1971 году. БТР-70 (как и БТР-60) имели спарку из бензиновых двигателей, а также достаточно слабое бронирование. Вместе с тем собственное вооружение, состоящее из 14,5 миллиметрового пулемета, позволяло уверенно бороться с зарубежными бронемашинами 60-70-х годов прошлого века. Оба бронетранспортера выпускались по лицензии в Румынии. На базе БТР было создано большое количество разнообразной техники, начиная от командно-штабных машин и заканчивая самоходными артиллерийскими установками. Многие из этих машин продолжают нести службу до сих пор во многих странах мира и нередко участвуют в военных конфликтах.

Несмотря на то, что на улицы Москвы в августе 1991 года была введена серьезная группировка, очень хорошо оснащенная «броней» всех видов, ни одного выстрела из пушек произведено не было. А трагические события в ночь на 21 августа, приведшие к жертвам, стали причиной общей нервозности и неразберихи, царящих в те дни. Остается только догадываться, к каким последствиям могло бы привести полноценное вооруженное противостояние между сторонниками ГКЧП и президента Ельцина. Учитывая огромное количество бронетехники, введенной в густонаселенную Москву. В историю России могла бы быть вписана очередная трагическая страница, но, к счастью, этого не произошло.