Авторамблер

Чистый драйв. Почему электрические гонки ничуть не хуже «Формулы-1»?

Самые чистые в прямом смысле гонки в мире ни разу не скучнее, чем баталии в «Формуле-1». Развенчиваем мифы об электрических машинах вместе с пилотами Panasonic Jaguar Racing из Formula E.

Гонки в тишине? Да ну…

А вот и нет. Если вы думаете, что во время заездов Formula E шума не больше, чем на чемпионате мира по шахматам, вы глубоко заблуждаетесь. Шутки в предвкушении старта в духе "мы не услышим, когда начнутся тесты" так и остались шутками. Звук – есть! Еще какой. Конечно, не будоражащий кровь неподражаемый визг из "Формулы-1". Но в электрических гонках тоже своя, уникальная акустика. Привыкнем! Попробуйте представить, как троллейбус разгоняется до 200 км/ч. Хотя зачем представлять – вот видео с берлинского ePrix.

Но это все равно тихо, не правда ли? "Когда я впервые сел в Jaguar I-Type, сразу отметил главное отличие – отсутствие шума. Хотя звук электромотора при разгоне все равно слышу, но не такой, как от бензинового, который заглушает абсолютно все. В электрической машине ты слышишь много чего еще: шум ветра, удар при наезде на поребрик… Правда, я быстро привык – уже через пару кругов", - поделился ощущениями пилот Panasonic Jaguar Racing Адам Кэрролл.

Разве не скучно?

Именно из-за электрической начинки машин в некотором смысле Formula E даже интереснее "королевских гонок". Во-первых, нулевой уровень загрязнения воздуха и отсутствие громких шумов открывает для организаторов дверь практически в любое место на карте мира. Реальные городские улицы вместо подготовленных трасс – изюминка электрической "Формулы".

В случае со столицей Германии местом "электробитвы" выбрали старый аэропорт Темпельхоф. Красиво и атмосферно, что отмечают и гонщики. Но для них особенность конфигурации трека создает дополнительные сложности. "По кольцу ездить намного проще, потому что больше простора – можно чуть выехать с трассы. Здесь же для нас гонки гораздо опаснее. Есть серьезный "ограничитель" траектории – как правило, стена!" – смеется Адам Кэрролл.

Во-вторых, тесты, квалификация и сама гонка умещаются в один день. Соревнования тем самым становятся динамичнее. Во время коротких перерывов продолжительностью в один час между сессиями и гонкой батареи машин заряжаются. Я с интересом понаблюдал за столь быстрым процессом подготовки боевых автомобилей.

Причем у каждого пилота их два за гонку. Да-да, во время пит-стопа механики не меняют резину, а гонщик пересаживается в другую машину! Абсолютно идентичную, но кто знает, не возникнут ли с ней проблемы? Это тоже дополнительный интерес как для зрителей, так и для команд. Впрочем, начиная с пятого сезона автомобиль на всю гонку будет один. Скучнее, думается, не станет, ведь это усложнит для участников выстраивание стратегии.

Медленно же!

Поверьте, вам так не покажется, если посмотрите гонку на экране или вживую. Немного техники – электрические машины Formula E на данный момент одинаковы лишь в шасси и аккумуляторах. Остальные детали, включая электромоторы – собственные у каждой команды-участницы. Естественно, они должны вписываться в технический регламент.

На данный момент максимальная мощность может составлять 200 кВт, то есть примерно 274 л.с. В полном объеме ее разрешено использовать лишь во время свободных заездов и квалификации. В гонке же ограничение составляет 170 кВт (около 233 л.с.), но у пилотов есть право не более чем на пять секунд включить режим максимальной мощности Push-to-Pass для обгона.

Зрелищности такие правила только добавляют. И берлинский ePrix это подтвердил. Казалось бы, крепкое лидерство Лукаса ди Грасси из ABT Audi Sport резко и внезапно оборвалось благодаря рывку пилота Manidra Racing Феликса Розенквиста, который и выиграл в итоге первую гонку уик-энда.

Траектории всех трасс замысловаты – длинных прямых участков почти нет. Гонщикам предоставляется уйма возможностей для обгона. Поэтому машины совсем не кажутся медленными, хотя максимальная скорость ограничена отметкой 225 км/ч.

Думаете, мощности у электрокаров мало для настоящего драйва? Разгон до 100 км/ч у машин в "зеленой" "Формуле" укладывается в три секунды. Стремительно электрические машины и замедляются. К слову, особенности поведения сильно влияют на технику пилотов. "Для меня сложнее всего было привыкнуть даже не к звуку, а к торможению. Из-за системы рекуперации энергии ты совсем по-другому замедляешься. Это накладывает отпечаток на особенности прохождения трассы", - объясняет гонщик Panasonic Jaguar Racing Митч Эванс.

Ну, электричество вместо бензина. А в остальном все как обычно

И снова мимо. Вдобавок ко всем нюансам регламента и технической конструкции участники выделяют еще одну важнейшую особенность – тактику. "Электромотор многое меняет. С самого старта для максимально эффективной гонки тебе надо контролировать расход энергии", - отмечает Адам Кэрролл.

Конечно, в команде за уровнем заряда постоянно следят. В идеале – приехать на пит-стоп с практически пустой батареей, но еще "живой", чтобы не встать посреди трассы и бесславно не закончить гонку в мечтах о розетке. Ну а большой остаток заряда тоже означает, что пилот слишком осторожничал на трассе.

Согласитесь, очередная изюминка электрического автоспорта, которая вызывает у зрителей невиданный в других гоночных сериях интерес.

И, наконец, еще один момент, окончательно доказывающий, что Formula E – не просто новый вид автоспорта и обычная гонка. Это, не побоюсь громких слов, окно в будущее. Где, как не здесь, автомобильным компаниям отрабатывать электрические технологии? Которые, хотим мы того или нет, обязательно придут в нашу жизнь.

Алексей Дмитриев, фото Jaguar