Многообещающие автомобили ГАЗ, которые с треском провалились
В конце 80-х годов прошлого столетия Горьковский автозавод переживал жесткий кризис. Пытаясь угодить переменчивому вкусу потребителей, конструкторы и инженеры ГАЗа бросались из одной крайности в другую.
ГАЗ-2304: бесполезный "Бурлак"
За несколько лет до развала СССР Горьковский завод ощутил на себе тень грядущей катастрофы. Некогда престижная "Волга", олицетворявшая собой мечту любого советского гражданина, начала терять популярность. Чувствуя потребность рынка в минигрузовиках, руководство завода поставило перед конструкторами задачу: нужен пикап. Причем созданный на базе "Волги", чтобы им можно было загрузить легковой конвейер.
Экспериментальный образец, получивший название ГАЗ-2304 "Бурлак", появился через три года после развала СССР. Пикап получил "физиономию" от ГАЗа-31029, к которому просто приварили раму с кузовом. Грузоподъемность автомобиля не превышала 700 килограммов. По задумке пикап мог производиться в нескольких вариациях. Например, в виде стандартного грузового фургона или даже с самосвальной платформой. Под капотом 31029 мог находиться как мотор ЗМЗ-402 (100 л.с.), так и ЗМЗ-406 (150 л.с.) с системой впрыска от Bosch.
И хотя на автомобильных выставках машина привлекала внимание покупателей, до серийного выпуска дело не дошло. Завод ограничился партией в несколько десятков.
ГАЗ-2307: достойный наследник "Бурлака"
Подвел "Бурлака" изменившийся спрос покупателей. Народ опять влюбился в "Волги", отвернувшись от пикапов. Соответственно, легковой конвейер был загружен на полную катушку, чего нельзя было сказать о грузовом. Окончательно крест на "Бурлаке" поставила его конструкция – для сборки на конвейере требовалось наличие отдельной рамы, а не приваренной к передней части машины.
Срочно потребовалось принимать какие-то меры, поскольку из-за простоя предприятие несло серьезные убытки. И тогда, поддавшись панике, руководство завода одобрило, наверное, самый неперспективный из всех возможных проектов. Решено было состряпать рамный грузовичок, который расположился бы в модельной гамме под "Газелями", тем самым обезопасив себя от конкурента.
Логика в этом, конечно, присутствовала. Но вот появившийся в 1995 году среднетонажник под индексом ГАЗ-2307 изначально был обречен на провал. Несуразный облик машины нескромно оголил все проблемы, имеющиеся на предприятии. От все той же модели 31029 он получил практически все, начиная от подвески и заканчивая трансмиссией. А вот кабина ему досталась от ГАЗ-3307. В итоге пикап получился непропорциональным и странным – чрезмерно высокая кабина и слишком маленькие колеса, как и скромный дорожный просвет, напрочь убивали весь экстерьер.
Представители завода пару раз демонстрировали его на выставках, но реакция на новинку была в лучшем случае насмешливой. Поэтому дальше одного автомобиля дело так и не пошло.
Суровый приговор "Атаману"
Но все же именно модель "2307" стала своего рода предтечей для создания первого полноценного внедорожника на Горьковском заводе. Руководство пришло к выводу, что все наработки, если их довести до ума, не так уж и плохи.
Так в 1996 году появился полноприводный ГАЗ-2308 "Атаман" и его заднеприводная "сестра", которую называли ГАЗ–2309 "Атаманша". Модель "2308" получила новую раму, созданный с чистого листа передний мост с пружинной подвеской и переделанное рулевое управление. Также, в отличие от предшественника, создатели его основательно подняли над дорогой, поэтому внешне он выглядел куда лучше. Специально под внедорожные задачи автомобиль оснастили трансмиссией с постоянным полным приводом ("Атаманша" была создана лишь в качестве эксперимента, ставку делали исключительно на "Атамана"), а также блокируемым межосевым дифференциалом. Наконец, машину оснастили новым лицензионным турбодизелем от Steyr.
Вот "Атаман" был уже откровенно хорош. Особенно наглядно это показали многочисленные испытания, на которых он легко преодолевал очень сложные участки бездорожья. Нравился автомобиль и создателям. Поэтому они на его базе создали несколько модификаций: настоящий полноразмерный универсал ГАЗ-230810 "Атаман-Ермак" и пикап ГАЗ-230812. Всего же конструкторы разработали порядка двух десятков различных вариаций. Но… создав три автомобиля (как раз описанные выше), завод отказался от проекта – он оказался нерентабельным.
Та же судьба постигла и стандартного "Атамана". Выпустив несколько десятков внедорожников, руководство решило поставить на проекте крест.
Реанимация не удалась
В 2000 году, когда на заводе сменилось руководство, новые боссы решили дать "Атаману" последний шанс. Сначала московская контора "ДИСА" создала проект автомобиля для инкассации, использовав платформу ГАЗа-2308. В машине могли разместиться три человека, надежно защищенных скрытой броней. К тому же кузов отличался цельносварной конструкцией, бонусом шли три бойницы, из которых инкассаторы могли вести огонь по возможным нападающим.
Затем уже и сам завод представил рестайлинговую, если так можно выразиться, версию своего "проходимца" - ГАЗ-3106 "Атаман 2". Автомобиль получил в свое распоряжение полный привод, раздатку и "понижайку". Под капот ему поставили дизель, выдающий 141 "лошадку". И хоть автомобиль получился удачным, в серию он не пошел. Все по той же причине – чрезмерно высокой себестоимости. Затем несколько раз появлялся слух, что ГАЗ готовит новую вариацию "Атамана", но все это оказалось в конечном итоге "уткой".