Авторамблер

Новый или подержанный за те же деньги. Часть пятая: расплата за гордость

Может ли меньшая потеря при перепродаже вернуть то, что было переплачено раньше?

В предыдущих четырех частях мы выяснили, что чаще всего покупка подержанного автомобиля в России опасна и невыгодна, а эксплуатировать его значительно дороже, чем аналогичный по цене новый. Но, может, меньшая потеря при перепродаже позволяет вернуть то, что было переплачено раньше?

Несмотря на то, что в России автомобили с возрастом дешевеют гораздо медленнее, чем на Западе, львиную долю своей стоимости машина теряет после первых трех лет. После чего с каждым следующим годом начинает "усыхать" гораздо меньше. Однако справедлива и другая зависимость: чем дороже и престижнее автомобиль изначально, тем больше он теряет в цене с возрастом – как в процентах, так и в абсолютных цифрах. Соответственно, нам надо сравнить, какой автомобиль больше обесценивается через три года эксплуатации – новый или сравнимый по стоимости подержанный.

Изначально в качестве примеров мы брали две пары машин – новую Весту и трехгодовалый Focus за одинаковые 600 000 руб., а также новую Мазду-СХ5 и пятилетний BMW-X5 за одинаковые 1 800 000 руб. Соответственно, их и будем состаривать еще на три года.

Как я уже говорил в сериале про стоимость владения, при таких темпах инфляции, как сейчас в России, потерю стоимости нельзя считать от цены, за которую машину была куплена несколько лет назад. Чтобы величина потерь за три года выглядела корректно, надо сравнивать нынешнюю цену нового автомобиля с нынешней ценой трехлетних экземпляров данной модели. Или, например, нынешнюю цену пятилеток с нынешней ценой восьмилеток.

Даже самым ранним "Вестам" три года еще не исполнилось. Но, судя по темпам "усушки" годовалых машин, трехлетняя Vesta сегодня стоила бы примерно 420 000 руб. Для сравнения, шестилетние Фокусы с "механикой" и 1,6-литровым мотором сегодня продаются в среднем за 450 000 руб. То есть, преимущество "Фокуса" должно составить примерно 30 000 руб.

Трехгодовалые Mazda-СХ5 сегодня оцениваются в среднем в 1 200 000 руб., а восьмилетние BMW-X5 – в 1 300 000 руб. То есть, BMW выгоднее уже на "соточку".

Как видите, по соотношению цена покупки-цена продажи подержанные автомобили оказываются немного выгоднее сопоставимых по цене новых. Но если учитывать, насколько дороже они обходятся в эксплуатации, такое преимущество – что дамба из мешков на пути цунами. Например, расходы на ремонты старого BMW Х5 сопоставимы с таковыми для рассмотренного в предыдущей части Discovery…

Где логика?

Итак, мы подвели основные итоги. Главным мотивом выбора подержанного автомобиля вместо сопоставимого по цене нового является "быстрее, круче, сильнее". Но если вы собираетесь ежедневно ездить на машине хотя бы три года, новый автомобиль в итоге обойдется намного выгоднее.

Помните, о чем мы говорили в первой части? На Западе покупка б/у автомобиля абсолютно безопасна и весьма выгодна по цене, а мягкие условия эксплуатации позволяют второму владельцу долго обходится без вложений в ремонты. Однако несмотря на столь выгодные условия, охотников до секонд-хенда там почему-то немного - большинство подержанных машин уходят на экспорт в бывшие соцстраны.

У нас же подержанные автомобили стоят немногим дешевле новых, при их покупке есть все шансы остаться без машины и без денег, а условия эксплуатации таковы, что после 100 000 км траты на ремонты начинают расти лавинообразно.

Если перенести эти вводные в Европу, вторичный рынок там рухнет. Люди начнут покупать пусть самые дешевые, но только новые автомобили, а подержанные, как котят, будут отдавать "в хорошие руки". Однако русские с маниакальным упорством стремятся купить именно подержанную машину, имея возможность приобрести новую. Чем это объяснить?

Понты наказываются рублем

Все объясняется менталитетом. У "западников" подход к автомобилю сугубо прагматичный. Малообеспеченному бюргеру, с трудом накопившему на новый Polo, в кошмарном сне не приснится идея купить за те же деньги пятилетний Audi A4, который сделает его еще беднее. Он если и согласится на подержанный автомобиль, то на такой же Polo. Который для этого должен стоить намного дешевле нового, при этом оставаться необременительным в эксплуатации.

Для русских же автомобиль – это понты. Такие же, какими при нищем "совке" были фирменные джинсы. Которые стоили две месячные зарплаты и носились с заправленной под ремень футболкой – чтобы все окружающие видели клеймо бренда.

Несмотря на то, что люди с тех пор разбогатели, менталитет остался "совковым", поэтому понты перенеслись со штанов на автомобили. Казалось бы, финансы позволяют человеку купить новую "Гранту" – вполне приличную машину с соответствующей цене стоимостью содержания. Но нет же - плебейскую "Гранту" "его сиятельство" даже не рассматривает. Ему за эти деньги четырехлетний "Polo Sedan" подавай, о котором он мечтает, но не может позволить себе новым.

Причем такой подход у людей не только к "нашемаркам", с которыми многие не хотят связываться принципиально. Причина покупки пятилетнего BMW X5 по цене новой и весьма достойной во всех отношениях Мазды СХ5 та же самая – понты…

Чувствуете разницу? Европейцы покупают подержанный автомобиль вместо нового, чтобы меньше потратить в итоге, а русские – чтобы за те же деньги осуществить мечту, которая новой им не по карману. Поэтому и цены на "вторичке" у нас такие высокие - рынок спекулирует на том, что если покупателю не хватает всего 10% суммы до новой мечты, он готов брать ее подержанной…

А ведь в довершение к неоправданной дороговизне покупки российский секонд-хенд требует постоянных вложений в ремонты. В итоге бэушка выкачивает из покупателя столько денег, что если его доходы не растут, в следующий раз средств снова хватает лишь на подержанную машину. Только теперь уже не на BMW X5, а лишь на Мазду CX5…

А как вы хотели? Жизнь – она судья справедливый: за неумение жить по средствам рублем же и наказывает…

P.S. Даже в России покупка б/у автомобиля может быть выгодной. Только для этого его нельзя рассматривать в качестве альтернативы новому за те же деньги, и знать, какие именно машины выгодно брать подержанными. Вам это интересно? Тогда следите за публикациями на "Авторамблере".

Александр Конов, Эксперт по выбору автомобилей