Как выглядела реклама в царской России и СССР: от стильной до пугающей
Подборка рекламных плакатов за период с 1860 по 1940 годы
Как известно, реклама — это двигатель торговли. Но, если сегодня искусственный интеллект отслеживает поисковые запросы в Сети, то 163 года назад единственной возможностью рассказать о своём товаре или услуге были рекламные плакаты. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) и Российской государственной библиотекой, были отобраны и оцифрованы уникальные раритеты, некоторым из которых более ста лет, и многие из них сегодня впервые опубликованы онлайн на сайте Quto.ru.
Реклама шин «Треугольник» образца 1860 года. Что за пугающее существо стало символом предприятия в Санкт-Петербурге, понятно не до конца: это может быть как демон, так и супергерой. Кстати, в линейку производителя входили в то время покрышки как для автомобилей, так и для велосипедов.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
А вот более свежий плакат, который содержит рекламу топлива и технических жидкостей для автомобилей, моторных лодок, аэропланов от Товарищества Бр. Нобель. Иллюстрация появилась в 1896 году и изображает угрожающего вида мужчин в масках, более всего напоминающих уходящих от погони грабителей.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
В 1900-х годах художники стали делать более реалистичные изображения. Например, создатели этого плаката, посвящённого автопробегу от Санкт-Петербурга до Севастополя 1911 года, явно приложили немало усилий: здесь есть и маршрут поездки с указанием промежуточных остановок, и достаточно детальные изображения, в том числе памятника Екатерине II в Питере.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
В 1907 году Российское автомобильное общество провело первую Международную выставку автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта, о чём и говорится на этом плакате. Мероприятие проходило в Михайловском манеже Санкт-Петербурга и собрало немало как производителей транспорта, так и посетителей.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Как гласит весьма самоуверенная реклама компании «Колумб» из Риги, покупателям нужно непременно требовать «настоящие всемирно побеждающие шины «Проводник». Плакат в минималистичном стиле был издан в 1900-х годах.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Довольно забавно авторы плаката с предложением подписаться на журнал «Автомобиль» продемонстрировали противостояние водителей автомобилей и тех, кто в 1900-х годах сохранял верность конным повозкам. И, хотя с тех прошло уже больше века и у машин всё же появилось больше сторонников, подобные ситуации до сих пор знакомы всем автомобилистам.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Несколько пугающий плакат выпустила рижская резиновая фабрика «Руссия» братьев Фрейзингер в начале 1900-х годов. Здесь есть и водители на дымящем автомобиле в жутковатых масках, и конный экипаж с кривыми колёсами, имеющий все шансы завалиться на проезжающих мимо велосипедистов.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
В 1910 году московская таксомоторная компания ТАП решила выпустить рекламу, из которой граждане смогли узнать, что могут взять в прокат автомобили и экипажи. Причём не просто технику, а в комплекте с таксомотором, то есть водителем. Для тех, кому было недосуг приезжать в гараж лично, были указаны номера телефонов, по которым машину можно было заказать.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Автомобили Case в начале прошлого века позиционировались как эталон роскоши, они смогли завоевать Императорский приз в гонке 1912 года. В царской России у американского бренда было своё представительство. Согласно рекламе 1912 года, купить эти машины можно было в Одессе.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Ну а более подробно почитать про эти машины можно на сайте Quto.ru.
Желаете приобрести роскошный автомобиль Дэлонэ-Бельвилль или Кейс в Киеве? Тогда вам прямая дорога в Центральный гараж! Согласно плакату 1914 года, здесь можно было купить не только легковую машину, но и грузовик, также фирма занималась ремонтом, обслуживанием и покраской транспорта и даже изготовлением кароссери.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
В 1930-х годах отечественная промышленность только начинала развиваться. Однако в то время уже появились советские сельскохозяйственные машины, о чём гордо сообщает этот плакат.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Едва ли не единственным способом получения информации о новинках транспорта в 1930 году была специализированная пресса. В частности, журнал «Дорога и Автомобиль», издававшийся в Москве. Судя по иллюстрации, годовая подписка на издание стоила 4 рубля, а отдельный номер ежемесячника можно было купить за 40 копеек.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
К слову, спустя год, в 1931-ом, подписка на ежемесячный журнал стоила уже 6 рублей, а цена одного номера поднялась до 60 копеек.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Черноморское побережье является одним из любимых мест летнего отдыха у россиян. И, судя по расписанию автобусов 1930 года, в начале прошлого столетия добраться на общественном транспорте можно было практически в любой его уголок: Сочи, Адлер, Гагры, Краснодар и Туапсе.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Советские люди любили хорошо отдыхать в красивых местах. В том числе в Кабардино-Балкарии. И для удобства передвижения ежегодно региональные власти издавали расписание автобусов на летний сезон. Перед нами — как раз такой график на 1932 год. Правда, судя по всему, вместо тесных автобусов в то время до Пятигорска, Железноводска и других туристических мест можно было доехать с комфортом в легковом маршрутном такси.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.
Сегодня к услугам москвичей предложены комфортные электробусы с удобными сиденьями, кондиционером, печкой и разъёмами для зарядки смартфонов. Но в 1940-х годах жителям столицы предлагалось пользоваться услугами маршрутно-пассажирских такси с сиденьями в кузове пикапов. Сохранялись ли причёски у дам, пока они добирались до работы на машинах с открытым кузовом, не уточняется.
Плакат в высоком разрешении доступен на сайте Национальной электронной библиотеки.