Новости

Дорожная революция для столицы

Совещание по проблемам дорожного движения. Фото пресс-службы Президента России

На совещании у президента в четверг обсуждают, пожалуй, самую наболевшую для жителей больших городов тему - пробки. Рассматривают ее на примере Москвы, которая уже несколько лет занимает первое место в мире по протяженности автомобильных заторов. Пробкам, наконец, объявлена война, и еще до прихода нового мэра столицы, именно транспорт президент назвал первоочередной задачей для Москвы.

Когда в пробках ежедневно простаивают 10 миллионов москвичей, а к ним присоединяются еще 5 миллионов приезжих, то речь идет о десятой части всего населения России. И такой масштаб проблемы, очевидно, заслуживает обсуждения на самом высоком уровне.

Президент Медведев, мэр Собянин, руководители различных министерств думали, что делать с заторами, когда ситуация день ото дня - лишь хуже. "Это тест на дееспособность власти, - считает Дмитрий Медведев. - Это сложная задача, поэтому, несмотря на то, что это региональная, казалось бы, проблема, она должна быть на контроле у федеральных властей. Эта задача не решается в одно движение. Но она, в целом, решается".

Площадь Савеловского вокзала - здесь чуть ли не все московские дорожные проблемы слились в одну, по-настоящему гремучую смесь. Броуновское движение - из крайне правого в крайне левый - и наоборот. Маршруты общественного транспорта проложены так, что автобусы и троллейбусы должны двигаться перпендикулярно потоку. В итоге стоят все - машины, автобусы и тысячи пассажиров внутри их салонов. Но подъехать к остановке - полдела. Начинается загрузка пассажиров - еще одна придумка прежних московских властей: когда войти можно только через передние двери. Минута за минутой - все вокруг опять стоят.

Но даже "Скорая" крадется здесь по разделительной. Люди ловят машину прямо посреди дороги. И здесь же складываются мусорные мешки. Машины паркуют прямо на остановке. Водители сначала изображают из себя приезжих, плохо говорящих по-русски. Но быстро выясняется: русский знают во всех его проявлениях.

Через несколько метров ситуация еще более усугубляется. На выезде с площади Савеловского вокзала сделан пешеходный переход, а пешеходы здесь идут непрерывно, ведь рядом - одна из самых загруженных станций метро. Но если все время уступать - никогда не проедешь.

Как-то управлять ситуацией пытаются редкие сотрудники ГАИ. Но что они могут, когда все это автомобильно-пешеходное месиво устроено именно так, а не иначе? И так - здесь всегда: ночью, днем, в выходные, ведь когда на дороге не действуют хоть сколько-нибудь разумные правила – неважно, сколько машин, все равно будет пробка. И таких мест в Москве - сотни, если не тысячи. В этом снова убедился Сергей Собянин, проехав по центральным улицам. Конечно, о транспортном коллапсе в Москве он знал и раньше, но теперь, как мэр, должен попытаться более-менее нормализовать ситуацию.

С 14-го этажа делового центра напротив Белорусского вокзала лучше всего видно, что происходит на Ленинградском проспекте. 10 рядов машин почти не движутся. Со свежими впечатлениями мэр прибыл на совещание к президенту, обрисовав, что может произойти вскоре в центре Москвы, если ничего не предпринимать.

"Москва-Сити рассчитан на 300 тысяч рабочих. В настоящее время там предусмотрено 30 тысяч парковок со всеми дополнениями, которые там только можно придумать, - отметил Сергей Собянин. - Можно себе представить, что на эти 300 тысяч рабочих мест, на офисы, в основном, могут приехать не 300 тысяч автомобилей, а 500 и 600. То есть мы там устроим мгновенный коллапс в центре города".

Помимо этого, на обочинах крупнейших дорог то и дело возводятся новые торговые центры и склады, куда везут товары со всей России. С их подчас неконтролируемым появлением и выдачей разрешений на такое строительство нужно отдельно разбираться.

"Дайте жесткое указание всем вашим службам, чтобы такие решения принимали вы лично, а то завтра проснетесь – опять половина Москвы отдана под соответствующие объекты", - призывает мэра Москвы президент.

Но даже во дворах и рядом с ними - ситуация не легче, а иногда гораздо сложнее. Машинами заставлен чуть ли не каждый миллиметр свободной земли. Но Москва все равно в последние годы застраивалась так, будто этой проблемы не существует.

Три башни в 30 этажей у метро "Тимирязевская" - здесь одних автовладельцев столько, сколько не в каждом российском поселке найдешь. Они и так разъезжаются с трудом. Но у подножья еще - супермаркеты, детские магазины, аптеки, к ним то и дело подъезжают машины для разгрузки товара, полностью перекрывая узкий свободный коридор.

Очевидно, такие же проблемы вскоре ждут район "Беговой", - здесь достраивается настоящая громадина. Но уже сейчас понятно: люди будут бросать машины, где попало, ведь место в подземном паркинге стоит три миллиона рублей - за такие деньги можно купить квартиру в спальном районе. Так что очевидно: дорожные проблемы в Москве не решить, не разобравшись в проблеме с парковками в домах.

"Нам придется с этой ситуацией разбираться в том виде, в котором она есть, - констатировал российский президент. - Мы сейчас не сможем сносить новые дома, которые были построены бездумно и беспощадно. И для самих жителей, и для окружающей среды, к сожалению, ситуация исковеркана. Но ей придется заниматься. Поэтому я поручаю правительству России, мэру Москвы, губернатору Московской области в координации с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексных предложений. И хотел бы сказать, что решение этой задачи я буду держать на личном контроле".

Конечно, Москве нужны новые дороги - ресурс советских окончательно исчерпан. В российской столице улицы, проспекты и шоссе занимают менее 9% от территории города, хотя в Сеуле, Токио и Сингапуре этот показатель приближается к 12, а в городах США, Канады и Австралии под дороги отведено вообще 35%, потому и проблем значительно меньше. Но дорожные проблемы, безусловно, - не просто неудобство. Хаос на улицах ведет к авариям и жертвам. Только с начала года в России в ДТП погибли более 18 тысяч человек, 700 - дети. То есть фактически население, к примеру, всего города Калязин в Тверской области.

"Причиной этому, в том числе, является организация дорожного движения, - убежден Дмитрий Медведев. - Качество дорожного полотна, возможность маневрировать, возможность передвигаться в более спокойном режиме, возможность объездов – в общем, здесь очень много проблем. А это жизни наших людей".

В ближайшее время руководство Москвы, Московской области и Минтранс РФ создадут координационный совет по развитию столичного транспортного узла. Некоторые предложения уже озвучены: запретить въезд грузовиков в Москву с 7 утра до 10 вечера, развивать вместительный общественный транспорт, устраивать для него зеленую волну, строить метро. Понятно, что это самые первые предложения. В ближайшее время должен быть составлен детальный план с конкретными сроками.

Scriptio: Павел Зарубин.