Искусственный интеллект начнёт контролировать пожилых водителей
Было бы несправедливо объединять всех пожилых водителей в одну группу, но риск для других участников дорожного движения, который создают пенсионеры с ослабленными когнитивными способностями, вполне реален. Население Японии стареет, поэтому нет ничего удивительного в том, что в этой стране разрабатывается система искусственного интеллекта для решения проблем, возникающих из-за того, что по улицам ездят пожилые водители.
Система искусственного интеллекта будет учитывать несколько факторов: резкое торможение и ускорение. ИИ будет определять способность водителей быстро принимать решения и обращать внимание на дорогу. Данные будут собираться с различных датчиков и GPS.
Читайте также
NTT Data планирует предложить систему искусственного интеллекта таксомоторным и логистическим компаниям — двум отраслям, где наиболее заметно устаревание водителей.
Заявленная цель — снизить количество аварий и обнаружить деменцию на ранней стадии. Однако сервис будет доступен страховым компаниям. Использование датчиков и искусственного интеллекта может стать способом снижения страховых взносов для пожилых людей, хотя не исключено, что его применение может выйти далеко за рамки мониторинга пожилых водителей.
В Европе тоже готовят ограничения для пожилых водителей. Согласно законопроекту, о котором стало известно осенью 2023 года, срок действия водительского удостоверения будет зависеть от возраста автомобилиста. С 60-летия права должны действовать 7 лет, с 70-летия — 5, а с 80-летия — 2 года. Если срок действия истёк, документ будет необходимо продлить.
Отдельные тесты для пожилых людей предусмотрено нынешним законодательством 19 стран Евросоюза. Аналогичные механизмы есть и в других западных государствах, включая Великобританию, Норвегию и Швейцарию.
В 2023 году депутат заксобрания Санкт-Петербурга Павел Крупник заявил, что срок действия водительских прав для граждан старше 75-и стоит урезать вдвое – до пяти лет. Автор инициативы считает, что пожилые водители довольно часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий по причине резкого ухудшения самочувствия. Из-за этого возникает опасность их собственной жизни, а также — жизням окружающих.
Меду тем, как выяснилось, преклонный возраст не просто не влияет на способность водителей воспринимать опасности на дороге, а наоборот: пожилые люди лучше воспринимают потенциальную опасности при вождении машины, чем молодые неопытные автомобилисты. Израильские эксперты из Университета Бен-Гуриона предположили, что опыт вождения улучшает бдительность, повышая сосредоточенность на конкретных потенциально опасных ситуациях, например, при приближении проезде перекрёстка, при виде стоящих пешеходов.