Новости

Российская сборка победила автоимпорт

Фото Renault

За восемь месяцев 2010 года импорт в Россию легковых автомобилей вырос всего на 11%, тогда как производство подскочило на десятки процентов. Надеяться на снижение импортных пошлин явно преждевременно.

За восемь месяцев 2010 года импорт в Россию легковых автомобилей вырос всего на 11%, тогда как производство подскочило на десятки процентов. Надеяться на снижение импортных пошлин явно преждевременно.

Всего за восемь прошедших месяцев года в Россию было импортировано 357,7 тысячи легковых автомобилей, что на 10,9% больше показателя аналогичного периода прошлого года (325,1 тысячи штук). При этом в августе импорт подскочил на 56,1%, или до 66,8 тысячи завезенных иностранных машин (в сравнении с 42,8 тысячи штук в августе прошлого года), а на долю подержанной техники пришлось всего 1,6% от импорта.

Первое место в общем объеме импорта в последний месяц лета заняли модели Hyundai, ввоз которых составил 10,3 тысячи машин (+126%). На втором месте с показателем 8,5 тысячи штук расположилась Daewoo (+162%), на третьем Toyota — 8,2 тысячи штук (+125%). Четвертую строчку занял концерн Nissan (7,2 тысячи штук, +133%), а замыкает пятерку Mitsubishi, показавшая сравнительно небольшой прирост в 12,0% к прошлому году.

В «десятку» самых импортируемых в августе также вошли Kia (4,1 тысячи штук, +6%), Suzuki (3,4 тысячи, +17%), Mazda (1,9 тысячи, -30%), ZAZ (1,7 тысячи, +24%) Lexus (1,5 тысячи, +282%).

Процентный скачок августа объясняется просевшей в кризис, низкой базой прошлого года. По прогнозу аналитиков, в 2010 году будет ввезено не более 570–580 тысяч легковых автомобилей. Для сравнения, за 2008 год импорт легковых автомобилей составил 1476,7 тысячи, а в кризисном 2009 году — 682,1 тысячи штук.

И если в 2008 году импорт иномарок в 2,5 раза превысил их внутрироссийское производство, то сегодня ситуация кардинально поменялась — за семь месяцев текущего года было произведено 599 тысяч легковых автомобилей, из которых иномарки составили 309,4 тысячи.

Что касается «АвтовАЗа», то 23 сентября концерн преодолел рубеж продаж 2009 года в 349490 машин на внутреннем рынке, реализовав в России 351736 автомобилей, из которых по программе утилизации разошлось 133075 машин. По этому поводу вице-президент по продажам и маркетингу предприятия Артем Федосов отметил, что в четвертом квартале 2010 года «АвтоВАЗ» рассчитывает продать в два раза больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года — 160 тысяч машин (в октябре, ноябре, декабре — соответственно 60, 50 и 50 тысяч автомобилей). При этом по программе утилизации планируется реализовать не менее 50% от заявленных объемов.

«Мой прогноз, что в целом по авторынку, включая сегмент LCV, в этом году будет продано 1,7–1,8 млн машин. При этом доля импорта и дальше продолжит снижение», — заявил BFM.ru аналитик ИК «Атон» Юлий Мативосов. Одновременно он предположил, что пошлины на импорт, которые с января 2009 года составляют примерно 30%, останутся еще на длительное время, а по некоторым позициям будут и ужесточены.

В свою очередь, директор агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что в 2010 году на территории России будет собрано 1,1 млн легковых автомобилей (ранее он прогнозировал на 100 тысяч меньше). Если новый прогноз сбудется, то объем производства текущего года будет соответствовать уровню 2004 года, когда было собрано 1104,6 тысячи автомобилей. Этот объем окажется больше результата 2009 году на 85% (596 тысяч штук), но на 25% меньше показателя 2008 года (1472,2 тысячи штук).

Одновременно он предполагает, что доля в производстве иномарок будет нарастать довольно быстрыми темпами. И если 5 лет назад на них приходилось только 12% выпуска, в 2008 году — 40%, а в 2009 — 47%, то в этом году уже примерно половина, а в следующем доля дойдет до 55–60%.

Как считает Юлий Мативосов, в целом быстрое восстановление объемов авторынка подстегнула не только утилизационная программа, но и растущий спрос. При этом он отмечает, что существующий таможенный и производственный режим дали толчок развитию автопрома, и будут далее побуждать иностранные концерны ко все большей локализации и переходу от примитивной сборки к «чистому» производству.

«Сейчас авторынок будет расти вширь в большей степени за счет бюджетных моделей, так как на него начнут выходить покупатели, которые ранее не имели средств на покупку автомобиля. Импорт, конечно, останется, но он в значительной степени будет связан с premium и люксовым сегментами», — заключил аналитик.

Scriptio: Алексей Щеглов.