Переславский железнодорожный музей «Кукушка»
Переславский железнодорожный музей «Кукушка» расположен в депо узкоколейной дороги, когда-то связывавшей пункты разработки торфа с фабриками Переславля-Залесского. По сути музей и сам является небольшой железной дорогой: 2-километровая ветка ведёт из Талиц на поляну посреди Блудова болота. Кстати слово «кукушка» в названии музея неспроста: так накануне XX века стали называть узкоколейки и подъездные пути, потому что посвистывание паровоза, ведущего местный поезд или выполняющего манёвры на фабричной территории, было похоже на кукование.
© Светлана Парфенова
В коллекции музея экспонаты, собранные из всех уголков страны. Это паровозы, вагоны, дрезины и автодрезины производства конца XIX — первой половины XX веков.
© Светлана Парфенова
Паровоз Гр-269, построенный в 1950-м, изначально поступил в Эстонию и работал в депо Таллин- Вяйке, а в музей он попал уже из Грозного. Паровоз восстановлен и находится в рабочем состоянии.
© Светлана Парфенова
Гр в названии расшифровывается, как «Германский, по репарации». После Второй Мировой войны Германия была обязана возмещать СССР ущерб от действий фашистских войск.
© Светлана Парфенова
Сельскохозяйственный локомобиль «Ардант» французского завода «Брелу» - это простая одноцилиндровая модель. При весе чуть более 3 тонн она развивала мощность 16 л.с., что было достаточно для мелких фермеров. Такие передвижные локомобили обычно применялись для привода молотилок, мельниц, пилорам, выработки электроэнергии, обеспечения горячей водой и паром небольших хозяйств.
© Светлана Парфенова
В конце 1890-х началось проектирование нового товаро-пассажирского паровоза узкой колеи, который мог бы вести поезд весом 200-250 тонн со скоростью 25 вёрст в час. Производство паровозов, получивших название серия Р, было организовано на Коломенском заводе. С незначительными изменениями, паровоз выпускался до 1926 года. На разных дорогах техника обозначалась сериями Р, Т, К, А и О. Серия К получила прозвище «Кукушка» и была самой многочисленной, но на данный момент музею не получилось найти ни одного такого комплектного локомотива. В экспозиции можно увидеть котёл паровоза серии О 1918 года выпуска.
© Светлана Парфенова
На фото танк-паровоз 0-3-1 Фт4-028 завода «Тампелла». Танк – от английского слова «tank» (бак), паровой локомотив, у которого запасы воды и топлива находятся не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Завод «Тампелла» (Великое княжество Финляндское) выпускал локомотивы с 1900 года. В 1945 году здесь, специально для Советского Союза, были изготовлены 30 паровозов типа Фт4 – как возмещение ущерба от действий финской армии во время Второй Мировой войны.
© Светлана Парфенова
Тепловозы ТУ4 оснащались дизельным двигателем мощностью 250 л.с. Это позволяло им вести состав весом 250 тонн на подъём 1/100 со скоростью 10 км/ч. В музее представлен тепловоз ТУ4-1984, построенный в 1969 году.
© Светлана Парфенова
Серийное производство автодрезин началось в 1951 году на механическом заводе им. Я. М. Свердлова (город Горький). Они приводились в движение бензиновым двигателем от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» (позднее – ГАЗ-21 «Волга»). В 1955-м производство перевели на Демиховский машиностроительный завод города Орехово-Зуево.
© Светлана Парфенова
Автодрезины строились в модификациях: пожарная, грузовая, санитарная и пассажирская.
© Светлана Парфенова
Этот санитарный автомобиль ЗИМ в 1960-х оказался в мастерских, обслуживавших узкоколейную железную дорогу одной из электростанций. Там его переделали на железнодорожный ход, и до начала 1990-х он использовался для поездок руководящего состава транспортного управления по сети ведомственных подъездных путей. Спереди и сзади на кузове разместили букву «Н» - сокращение, обозначающее «начальник железной дороги».
© Светлана Парфенова
Для того, чтобы машина могла двигаться передним и задним ходом с одинаковой скоростью, в трансмиссию добавили реверсивный редуктор. Установлена коробка передач от грузовика. Автомобильные тормоза заменены железнодорожными.
© Светлана Парфенова
Участковые автодрезины были созданы в 1930-х для инспекционных поездок и проведения строительных и ремонтных работ. Они представляли собой самоходный вагон с автомобильным двигателем. Двигатель располагался поперёк кузова, радиатор охлаждения – сбоку. При необходимости автодрезины дополнялись специальными прицепами – платформами грузоподъёмностью 5 т.
© Светлана Парфенова
Дизельный мотовоз МД54-2 мощностью 54 л.с. с двумя ведущими осями был спроектирован в 1950-х для работы в промышленности строительных материалов. В его конструкции применены агрегаты гусеничного трактора ДТ54: двигатель, коробка передач, шестерни заднего моста, кабина, капот
© Светлана Парфенова
Дизельный четырехосный мотовоз МД54-4. Сначала эти модели оснащались бензиновыми двигателями от грузового ЗИС-5, позже стал использоваться дизель от трактора ДТ54.
© Светлана Парфенова
Паровоз КП-4-469 выпущен в 1955 году. Такие паровозы изготавливались в Польше по проекту Коломенского завода.
© Светлана Парфенова
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а (выпускался с 1972 года) мог работать, как обычный поездной или манёвренный локомотив. Его генератор мог обеспечить питание путеперекладчика, а также других путевых машин или инструмента. Он мог использоваться для резервного электроснабжения мастерской, депо или небольшого посёлка.
© Светлана Парфенова
В музее представлены и вагоны местных железных дорог Германии: после Второй Мировой войны несколько узкоколейных железных дорог Германии были демонтированы и вывезены в СССР по репарации.
© Светлана Парфенова
Рельсы, локомотивы и вагоны распределили на подъездные пути промышленных предприятий по всему Советскому Союзу.
© Светлана Парфенова
В 1920-х Коломенский завод изготовил партию открытых пассажирских вагонов колеи 750 мм. На фото открытый пассажирский вагон, реконструированный в мастерских музея по заводским чертежам на базе сохранившейся платформы военно-полевого типа.
© Светлана Парфенова
В одном из помещений воссоздан интерьер комнаты дежурного по станции.
© Светлана Парфенова
Чтобы попасть в Переславский железнодорожный музей, нужно проехать вдоль Плещеева озера (с той стороны, где находится Музей-усадьба Ботик Петра I) и уже после озера свернуть в посёлок Талицы.
© Светлана Парфенова
Для посещения нужно приобрести входной билет. Отдельно можно купить билет для поездки на ручной дрезине, уточнив перед покупкой о наличии очереди. Ожидание может составлять больше часа. Если не хотите ждать – приезжайте к открытию музея.
© Светлана Парфенова
В музее есть и вагон-лавка.
© Светлана Парфенова
Адрес музея паровозов «Кукушка»: Ярославская область, Переславский район, посёлок Талицы, ул. Лесхозная, дом 1. Понедельник и вторник – выходные дни. Со среды по воскресенье музей работает с 10:00 до 18:00.
© Светлана Парфенова
Обратите внимание: дорога между Купанским и Талицами грунтовая. Большую часть года по ней с лёгкостью могут проехать любые автомобили, но весной в период таяния снега могут возникнуть сложности. О состоянии дороги можно узнать, связавшись с музеем.
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова
© Светлана Парфенова