Автомобильный перелом 90-х: как менялся парк машин в России
Улица города Владивостока, 1996 год
© Игорь Михалев / РИА Новости
Он напомнил, что на конец 1990 года в России было зарегистрировано 8,9 миллионов легковых автомобилей, причём почти половина из них — продукция АвтоВАЗа. Иностранным марками тогда принадлежала скромная доля в 2%.
Ситуация кардинально изменилась в 90-е, когда на рынок хлынул мощный поток новых и поддержанных иномарок. Сначала их ввоз, как компаниями, так и частными лицами, почти не контролировался. Позже стали появляться первые официальные дилеры некоторых брендов. В результате доля иностранных автомобилей к концу 1996 года поднялась выше 8%, а к 2000 году достигла почти 15% всего российского автопарка.
Количество машин в стране росло стремительно. Если в 1991 году их было зарегистрировано 9,8 миллионов единиц, то 1995-м — уже 14,7 миллионов. В 1999 году этот показатель составлял 19,7 миллионов единиц.
К началу нового тысячелетия, на 1 января 2001 года, автопарк России насчитывал уже 20,35 миллионов легковых автомобилей. Уровень автомобилизации вырос до 130 машин на 1 000 человек. При этом больше 2 миллионов автомобилей было зарегистрировано только в Москве, где на 1 000 жителей приходилось 224 автомобиля.
Марка Lada к этому моменту всё еще удерживала почти половину отечественного парка. Более 35% составляли модели «классического» семейства, 9,3% — автомобили семейства «Самара», 3,9% — «Нива».
К началу 2001 года иномарки уже уверенно заняли 14,8% парка, что в абсолютных цифрах составляло 3,02 миллиона автомобилей. Из них 876 тысяч (4,3% от общего числа) имели правый руль. Это стало следствием активной автомобилизации Дальнего Востока и Сибири за счёт японских подержанных машин. В столице доля иностранных марок росла особенно быстро. К 2001 году почти каждый четвёртый автомобиль, а именно 23% или 475,9 тысяч единиц, носил иностранный шильдик.