Опубликовано 17 января 2025, 11:47
5 мин.

Оптимизм уходит в тень. Что мешает авторынку России идти в гору в 2025 году

Эксперты не видят явных поводов для роста продаж в перспективе 2-3 лет
В 2025 году авторынок России будет находиться в стадии трансформации и адаптации к новым реалиям. Но, несмотря на сложные условия, в которых он оказался, общая тенденция к росту всё же сохраняется. Если говорить про настроения покупателей, то в условиях политической и экономической турбулентности для них ключевым фактором при покупке нового автомобиля стала надёжность и доступность. Увы – ни то, ни другое оптимальностью не блещет: выбор после ухода любимых брендов с рынка весьма скромен. А если и есть на что глаз положить, то сильно бьёт по карману. Да и кредиты сильно «кусаются».
Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Застоя не избежать

Баланс предпочтений и возможностей соблюсти часто бывает непросто. Тем более, когда речь идёт о российском авторынке. Он зажат в тисках многих обстоятельств, выбраться из которых он пытается уже не первый год. Росту явно не благоволит внешняя политика по отношению к России. Санкции и торговые барьеры оказывают сильное влияние на развитие отечественного автопрома. Следовательно, и авторынок от этого страдает. Оттого и прогнозы неутешительные. По подсчётам экспертов АЕБ, сегмент сократится по сравнению с 2024 годом примерно на 15 процентов. Будет продано плюс-минус 1 400 000 автомобилей, и то с учётом параллельного импорта. Собственно, о том, что грядёт снижение, уже намекали продажи в последние два месяца прошлого года, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

«В конце 2024 года стал происходить достаточно сильный спад на авторынке, в частности – в последние два месяца. Несмотря на то, что утилизационный сбор повышался с 1 января, стимулом для поддержки продаж это не стало. Исключение – те автомобили, которые появлялись в стране посредством параллельного импорта. Как всегда покупателям хотелось успеть купить машину до подорожания, в особенности премиум-класса. В 2025 году на авторынке тенденция продолжится. Здесь я соглашусь со всеми выводами аналитиков. Трудно им возразить в том, что в первой половине года будет определённый застой. Потом, наверняка из-за отложенного спроса, народных привычек и всего прочего произойдёт коррекция вверх на 15 процентов или больше, сложно пока сказать», – отметил эксперт.

Оптимизм уходит в тень. Что мешает авторынку России идти в гору в 2025 году

© Владимир Гердо / ТАСС

Дешеветь не будут

Есть прогнозы и более пессимистичные. Ряд аналитиков пророчат спад на российском авторынке аж на 30 процентов. Но такое может произойти, когда все негативные явления навалятся разом. Не факт, что именно так всё и произойдёт. Тем не менее, один из отрицательных моментов, которого точно не удастся избежать – роста цен на автомобили, указывает партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Если по итогам 2024 года средняя стоимость новой машины была на уровне 3 100 000 ₽, то в январе цены на ряд моделей выросли примерно на 5 процентов. По итогам 2025 года ожидается, что средняя цена автомобиля составит, как минимум, 3 400 000 ₽. Понятно, что при таком росте стоимости, вызванном в первую очередь повышением утилизационного сбора и неустойчивостью национальной валюты, все производители и импортёры закладывают на всякий случай большой «запас прочности», продажи, конечно сократятся. Скажется и высокая ключевая ставка Банка России. К слову, в 2024 году более половины автомобилей в стране продавались в кредит, а в бюджетном сегменте более 60 процентов. Понятное дело, что кредиты под 28-30 процентов годовых для многих просто неподъёмные», – подчеркнул автоэксперт.

Сейчас, конечно, многие производители каким-то образом пытаются через свои банки-партнёры субсидировать кредиты, однако проблему падающих продаж это не решает, продолжает Моржаретто. Сегодня на складах скопилось порядка 250 000 автомобилей и все они должны быть проданы в 2025 году. И это при том, что новые поставки авто тоже должны быть реализованы. Но по каким-то причинам пока продавцы дисконты придерживают. Чего ждут – не понятно. Не исключено, что весну, когда начнёт проявляться отложенный спрос. Тогда, конечно, можно будет рассчитывать на какие-то скидки и «плюшки», которыми дилеры начнут мотивировать спрос. Тем не менее, каких-то суперпредложений, которые подвигнут людей на то, чтобы бежать и покупать машину, ждать не стоит. Как и того, что будут дешеветь машины.

Оптимизм уходит в тень. Что мешает авторынку России идти в гору в 2025 году

© Илья Наймушин / РИА Новости

Философия выбора

Любопытная ситуация, по оценкам специалистов, складывается и на вторичке. Народ теряет интерес к подержанным машинам. Причина – мало хороших б/у-авто. А за те, которые находятся в хорошем состоянии, просят приличные деньги. Хочешь не хочешь, а начинает рассуждать, мол, лучше куплю «китайца» с гарантией, чем трёх- пятилетний (что уже редкость) автомобиль из прежних ушедших брендов. Тем более – когда новый из КНР получается дешевле подержанного из ЕС или США. В тоже время, вполне вероятно, что часть китайских брендов может покинуть российский авторынок, не исключает Хайцеэр.

«Естественно, первая пятёрка останется. Другие модели, которые продаются реже, не смогут конкурировать с лидерами по многим причинам. Как минимум по техническому обеспечению и гарантии. Да и россияне будут выбирать уже из привычных, понятных им китайских брендов. В любом случае ажиотажа уже не будет, так как покупатель станет выбирать более тщательно, обращая внимание на то, как прошли эксплуатационные, так сказать, испытания «китайцев» российскими дорогами и зимами. Естественно, в приоритете будут более надёжные авто», – уточнил специалист.

Оптимизм уходит в тень. Что мешает авторынку России идти в гору в 2025 году

© Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Прогнозы в цифрах

Слагаемых успеха или провала российского рынка много, а как они проявятся в 2025 году, предугадать очень сложно. Если удастся повторить историю 2024 года, тогда можно будет говорить об удаче, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Не понятно, как поведёт себя рубль, будет ли снижаться ключевая ставка ЦБ, что будет с утилизационным сбором и когда закончится СВО. Да, 2024 год был сумбурным, но всё же изначально было ясно, продажи пойдут вверх, отталкиваясь от 2023 года. Если в цифрах, то, скорее всего, в России в 2025 году будет продано примерно 1 300 000 автомобилей. Рынок не будет сильно расти. Динамика окажется под влиянием ряда аспектов. В последующие 2-3 года наиболее вероятно, что уровень будет «плясать» у отметки 1 500 000. То есть, скажем, в 2026 году может быть продано и 1 200 000, и 1 700 000 автомобилей – в зависимости от обстоятельств», – заключил автоэксперт.

Оптимизм уходит в тень. Что мешает авторынку России идти в гору в 2025 году

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Что год пришедший нам готовит? Экономическая ситуация продолжает оставаться неопределённой, вынуждая участников рынка пристально следить за внешними и внутренними факторами, которые могут непредсказуемо повлиять на импорт, производство, автодилеров и спрос. Немалую роль во всём играют и геополитические изменения, меняя потребности и предпочтения потенциальных покупателей. В конечном счёте, многое зависит от обстоятельств, подвластных стабильности национальной валюты, политике государства в отношении пошлин и налогов, адаптации производителей и продавцов к изменяющейся конъюнктуре. Рухнут или оправдаются надежды – покажет декабрь 2025 года.

Автомобильные новости