Автопробег Санкт-Петербург — Севастополь — Гагры 1911 года
Изучаем правила для участников путешествия 114-летней давности«Русские дорожные испытания автомобилей организуются Императорским Российским Автомобильным Обществом при содействии Русских клубов для популяризации механического передвижения и для доказательства возможности самого широкого применения автомобилей на русских дорогах. Эти испытания принесли уже громадную пользу делу автомобилизма, и опыты первых двух лет показали, что для нашего отечества дорожные пробеги туристов несравненно более подходят, чем гонки на скорость, необходимые для фабрикантов (производителей — прим. ред.) автомобилей», — говорится в книге.
Первое «русское дорожное испытание» проходило в 1909 году. Так как подобное мероприятие проходило впервые, то и маршрут был выбран не самый сложный: Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург. Пробег показал, что подобные мероприятия вызывают огромный интерес как со стороны автомобилистов и автобрендов, так и со стороны жителей и администрациями городов и деревень, через которые проходил путь.
© rusneb.ru
В итоге через год был выбран более сложный маршрут: Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург.
«Этот пробег представляет самую блестящую страницу в летописи русского автомобилизма. Такого триумфального шествия громадного каравана автомобилистов никто, конечно, не мог и предвидеть», — пишет автор.
Уточняется, что в мероприятии приняли участие около 60 машин, а участники прибывали не только из разных городов России, но также из Европы. В итоге на совещании гонщиков и организаторов было решено разбить путешествие на испытание на выносливость и скоростные участки.
© rusneb.ru
Третий пробег должен, по замыслу оргкомитета, стать ещё более сложным, но вместе с тем более интересным для участников за счёт включения в маршрут грунтовых дорог. К слову, в начале прошлого века в стране было крайне мало шоссе, а в ряде регионов ими не были соединены даже областные центры. В книге уточняется, что виновато в этом бурное развитие железнодорожного транспорта, из-за чего автодорогами долгое время попросту пренебрегали.
Таким образом, само включение в маршрут грунтовок должно было показать провинциальным покупателям, что автомобили могут прекрасно служить и без полноценных дорог, и обратить внимание общества и правительства на «допотопное состояние» транспортных артерий.
© rusneb.ru
«Маршрут для пробега 1911 г. выбран замечательно удачно. Путь пройдёт сперва по плохому шоссе, соединяющему две столицы, довольно скучный кусок пути, который промелькнёт незаметно», — говорится в издании.
Остановки запланированы в Новгороде и Твери. Это позволит жителям обоих крупных городов увидеть парад автомобилей, а автомобилистам выехать из Санкт-Петербурга не слишком рано, и при этом прибыть в Москву не слишком поздно.
© rusneb.ru
От Москвы в сторону Тулы, Курска и Харькова было приличное шоссе, на котором организованы скоростные участки, а за Харьковом намечен внедорожный отрезок. К слову, достаточно примечательный, так как на нём присутствуют и размытая колея, и накатанная чёрная дорога, и практически полностью заросшая травой полоса.
«Конечно, нормы средней скорости передвижения по грунтовой дороге будут значительно понижены комитетом в зависимости от состояния дорог ко времени пробега. Во всяком случае полезно иметь цепи для надевания на шины на случай грязи», — уточняет автор.
© rusneb.ru
Финиш первой части пробега должен состояться в Севастополе, после чего все водители могут проехать по южному берегу Крыма, а прогулка вдоль побережья «не менее интересна, чем по французской Ривьере».
Если гонщики намерены принять участие во второй части пробега, то они могут бесплатно воспользоваться пароходом, который доставит их в Новороссийск.
К слову, эта часть путешествия отмечена как отдельное мероприятие по Кавказскому побережью. Сроки проведения обоих пробегов совпадают не случайно: сделано это для того, чтобы автомобилисты после завершения первой гонки могли с минимальными затратами по времени принять участие во второй.
© rusneb.ru
«Если южный берег Крыма называют “русской Ривьерой», то побережье Кавказа имеет гораздо больше прав на это наименование. Крымское побережье давно уже заселено, давно эксплуатируется, но крайне неумело, небрежно и недостаточно. Ему не хватает доброго гения, каким явился для кавказской Ривьеры принц Александр Петрович. По климатическим условиям часть Кавказского побережья совершенно подходит к Ницце, а температура самого холодного месяца — января — равна, в среднем, 6 градусам, но и в нём бывают тёплые летние дни», — уточняет писатель.
Полностью ознакомиться с книгой «Петербург — Севастополь — Гагры: международные автомобильные пробеги"» 1911 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
В издании также говорится, что особое внимание уделяется Гаграм. Развитием этого региона и превращением его в популярный курорт занимался лично принц Ольденбургский, «не пожалевший ни средств, ни трудов».
