Автопробег Санкт-Петербург — Севастополь — Гагры 1911 года
Изучаем правила для участников путешествия 114-летней давности«Русские дорожные испытания автомобилей организуются Императорским Российским Автомобильным Обществом при содействии Русских клубов для популяризации механического передвижения и для доказательства возможности самого широкого применения автомобилей на русских дорогах. Эти испытания принесли уже громадную пользу делу автомобилизма, и опыты первых двух лет показали, что для нашего отечества дорожные пробеги туристов несравненно более подходят, чем гонки на скорость, необходимые для фабрикантов (производителей — прим. ред.) автомобилей», — говорится в книге.
Первое «русское дорожное испытание» проходило в 1909 году. Так как подобное мероприятие проходило впервые, то и маршрут был выбран не самый сложный: Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург. Пробег показал, что подобные мероприятия вызывают огромный интерес как со стороны автомобилистов и автобрендов, так и со стороны жителей и администрациями городов и деревень, через которые проходил путь.
/imgs/2025/01/17/21/6710290/83246695f7420349a07c51cb69f2c710f5076008.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710288/2663b9a1e6ceccd34d94ca2e4d7c158425eebce6.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710289/637a24bb3cac7ba44c678aeac6d709aeb71450f1.jpg)
© rusneb.ru
В итоге через год был выбран более сложный маршрут: Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург.
«Этот пробег представляет самую блестящую страницу в летописи русского автомобилизма. Такого триумфального шествия громадного каравана автомобилистов никто, конечно, не мог и предвидеть», — пишет автор.
Уточняется, что в мероприятии приняли участие около 60 машин, а участники прибывали не только из разных городов России, но также из Европы. В итоге на совещании гонщиков и организаторов было решено разбить путешествие на испытание на выносливость и скоростные участки.
/imgs/2025/01/17/21/6710302/8f07362ecfa48e2e24dd7067ca289fc55017292c.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710303/42a8858c3a92261861aba584b5224ae723a04335.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710304/20dfb16d4def957a65df7908d49cf767df25795b.jpg)
© rusneb.ru
Третий пробег должен, по замыслу оргкомитета, стать ещё более сложным, но вместе с тем более интересным для участников за счёт включения в маршрут грунтовых дорог. К слову, в начале прошлого века в стране было крайне мало шоссе, а в ряде регионов ими не были соединены даже областные центры. В книге уточняется, что виновато в этом бурное развитие железнодорожного транспорта, из-за чего автодорогами долгое время попросту пренебрегали.
Таким образом, само включение в маршрут грунтовок должно было показать провинциальным покупателям, что автомобили могут прекрасно служить и без полноценных дорог, и обратить внимание общества и правительства на «допотопное состояние» транспортных артерий.
/imgs/2025/01/17/21/6710305/3d8e734577a236c6a96f167de7b756ddb46e07e3.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710306/7c2ca0fc7118553ca59e9aa74790e0e99dd5fe14.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710307/be33276f3a3f98f82f6ed18fc28a4eda1c8ab6e3.jpg)
© rusneb.ru
«Маршрут для пробега 1911 г. выбран замечательно удачно. Путь пройдёт сперва по плохому шоссе, соединяющему две столицы, довольно скучный кусок пути, который промелькнёт незаметно», — говорится в издании.
Остановки запланированы в Новгороде и Твери. Это позволит жителям обоих крупных городов увидеть парад автомобилей, а автомобилистам выехать из Санкт-Петербурга не слишком рано, и при этом прибыть в Москву не слишком поздно.
/imgs/2025/01/17/21/6710308/f8b67d4339ef438d2af596e5342c5156241cb436.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710309/a6efc280c0a748de6798fd71271afc726e24f67b.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710310/35c7f0863edd302ae39c7fc2476e9bff77489fff.jpg)
© rusneb.ru
От Москвы в сторону Тулы, Курска и Харькова было приличное шоссе, на котором организованы скоростные участки, а за Харьковом намечен внедорожный отрезок. К слову, достаточно примечательный, так как на нём присутствуют и размытая колея, и накатанная чёрная дорога, и практически полностью заросшая травой полоса.
«Конечно, нормы средней скорости передвижения по грунтовой дороге будут значительно понижены комитетом в зависимости от состояния дорог ко времени пробега. Во всяком случае полезно иметь цепи для надевания на шины на случай грязи», — уточняет автор.
/imgs/2025/01/17/21/6710311/a05c89f40ceedab3436103432ead0eda6507c687.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710312/4bb349a22baa980532a148fe648098a33d72d545.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710313/383fc935de6c18aa964f754f8ea0e504265017b0.jpg)
© rusneb.ru
Финиш первой части пробега должен состояться в Севастополе, после чего все водители могут проехать по южному берегу Крыма, а прогулка вдоль побережья «не менее интересна, чем по французской Ривьере».
Если гонщики намерены принять участие во второй части пробега, то они могут бесплатно воспользоваться пароходом, который доставит их в Новороссийск.
К слову, эта часть путешествия отмечена как отдельное мероприятие по Кавказскому побережью. Сроки проведения обоих пробегов совпадают не случайно: сделано это для того, чтобы автомобилисты после завершения первой гонки могли с минимальными затратами по времени принять участие во второй.
/imgs/2025/01/17/21/6710314/07ee8414c7ba991257b040ffa1e972dc154b62f6.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710315/5753ffbb3b0a5d5407fc9a96ca13a7729da4b7bd.jpg)
/imgs/2025/01/17/21/6710316/2db23007639f72d009ecb578a2a6515dad9d3600.jpg)
© rusneb.ru
«Если южный берег Крыма называют “русской Ривьерой», то побережье Кавказа имеет гораздо больше прав на это наименование. Крымское побережье давно уже заселено, давно эксплуатируется, но крайне неумело, небрежно и недостаточно. Ему не хватает доброго гения, каким явился для кавказской Ривьеры принц Александр Петрович. По климатическим условиям часть Кавказского побережья совершенно подходит к Ницце, а температура самого холодного месяца — января — равна, в среднем, 6 градусам, но и в нём бывают тёплые летние дни», — уточняет писатель.
Полностью ознакомиться с книгой «Петербург — Севастополь — Гагры: международные автомобильные пробеги"» 1911 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
В издании также говорится, что особое внимание уделяется Гаграм. Развитием этого региона и превращением его в популярный курорт занимался лично принц Ольденбургский, «не пожалевший ни средств, ни трудов».
