Опубликовано 18 января 2025, 14:32
4 мин.

Автопробег Санкт-Петербург — Севастополь — Гагры 1911 года

Изучаем правила для участников путешествия 114-летней давности
В начале XXI века автомобили только начали появляться в царской России. Однако практически сразу граждане оценили и удобство передвижения на личном моторном транспорте, и комфорт в дальних поездках. А чтобы популяризировать этот новый вид техники, в стране регулярно устраивались различные автопробеги. Одним из них стала поездка по маршруту Санкт-Петербург — Севастополь — Гагры, которая проходила в 1911 году. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла ознакомиться с книгой, посвящённой путешествию.
rusneb.ru

«Русские дорожные испытания автомобилей организуются Императорским Российским Автомобильным Обществом при содействии Русских клубов для популяризации механического передвижения и для доказательства возможности самого широкого применения автомобилей на русских дорогах. Эти испытания принесли уже громадную пользу делу автомобилизма, и опыты первых двух лет показали, что для нашего отечества дорожные пробеги туристов несравненно более подходят, чем гонки на скорость, необходимые для фабрикантов (производителей — прим. ред.) автомобилей», — говорится в книге.

Первое «русское дорожное испытание» проходило в 1909 году. Так как подобное мероприятие проходило впервые, то и маршрут был выбран не самый сложный: Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург. Пробег показал, что подобные мероприятия вызывают огромный интерес как со стороны автомобилистов и автобрендов, так и со стороны жителей и администрациями городов и деревень, через которые проходил путь.

В итоге через год был выбран более сложный маршрут: Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург.

«Этот пробег представляет самую блестящую страницу в летописи русского автомобилизма. Такого триумфального шествия громадного каравана автомобилистов никто, конечно, не мог и предвидеть», — пишет автор.

Уточняется, что в мероприятии приняли участие около 60 машин, а участники прибывали не только из разных городов России, но также из Европы. В итоге на совещании гонщиков и организаторов было решено разбить путешествие на испытание на выносливость и скоростные участки.

Третий пробег должен, по замыслу оргкомитета, стать ещё более сложным, но вместе с тем более интересным для участников за счёт включения в маршрут грунтовых дорог. К слову, в начале прошлого века в стране было крайне мало шоссе, а в ряде регионов ими не были соединены даже областные центры. В книге уточняется, что виновато в этом бурное развитие железнодорожного транспорта, из-за чего автодорогами долгое время попросту пренебрегали.

Таким образом, само включение в маршрут грунтовок должно было показать провинциальным покупателям, что автомобили могут прекрасно служить и без полноценных дорог, и обратить внимание общества и правительства на «допотопное состояние» транспортных артерий.

«Маршрут для пробега 1911 г. выбран замечательно удачно. Путь пройдёт сперва по плохому шоссе, соединяющему две столицы, довольно скучный кусок пути, который промелькнёт незаметно», — говорится в издании.

Остановки запланированы в Новгороде и Твери. Это позволит жителям обоих крупных городов увидеть парад автомобилей, а автомобилистам выехать из Санкт-Петербурга не слишком рано, и при этом прибыть в Москву не слишком поздно.

От Москвы в сторону Тулы, Курска и Харькова было приличное шоссе, на котором организованы скоростные участки, а за Харьковом намечен внедорожный отрезок. К слову, достаточно примечательный, так как на нём присутствуют и размытая колея, и накатанная чёрная дорога, и практически полностью заросшая травой полоса.

«Конечно, нормы средней скорости передвижения по грунтовой дороге будут значительно понижены комитетом в зависимости от состояния дорог ко времени пробега. Во всяком случае полезно иметь цепи для надевания на шины на случай грязи», — уточняет автор.

Финиш первой части пробега должен состояться в Севастополе, после чего все водители могут проехать по южному берегу Крыма, а прогулка вдоль побережья «не менее интересна, чем по французской Ривьере».

Если гонщики намерены принять участие во второй части пробега, то они могут бесплатно воспользоваться пароходом, который доставит их в Новороссийск.

К слову, эта часть путешествия отмечена как отдельное мероприятие по Кавказскому побережью. Сроки проведения обоих пробегов совпадают не случайно: сделано это для того, чтобы автомобилисты после завершения первой гонки могли с минимальными затратами по времени принять участие во второй.

«Если южный берег Крыма называют “русской Ривьерой», то побережье Кавказа имеет гораздо больше прав на это наименование. Крымское побережье давно уже заселено, давно эксплуатируется, но крайне неумело, небрежно и недостаточно. Ему не хватает доброго гения, каким явился для кавказской Ривьеры принц Александр Петрович. По климатическим условиям часть Кавказского побережья совершенно подходит к Ницце, а температура самого холодного месяца — января — равна, в среднем, 6 градусам, но и в нём бывают тёплые летние дни», — уточняет писатель.

Полностью ознакомиться с книгой «Петербург — Севастополь — Гагры: международные автомобильные пробеги"» 1911 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В издании также говорится, что особое внимание уделяется Гаграм. Развитием этого региона и превращением его в популярный курорт занимался лично принц Ольденбургский, «не пожалевший ни средств, ни трудов».

Источник:rusneb.ru
Автомобильные новости