2 модели, которые спасли Porsche от банкротства
Они вернули немецкому производителю былую славуПровал Porsche в начале 90-х гг.
В 1990-х годах у компании было много проблем, вызванных экономическими факторами и внутренними стратегическими ошибками. Мировая экономика находилась в состоянии рецессии, в результате которой в конце 80-х и начале 90-х годов в Европе и Японии появились невероятные автомобили. В начале 90-х предметы роскоши стали первыми в списке покупок многих потребителей. Но Porsche в этот момент предлагал уже устаревший модельный ряд, а средств для разработки новых автомобилей не было.
Кроме того, в автомобильной промышленности происходил сдвиг в сторону более практичных автомобилей: потребители всё чаще отдавали предпочтение седанам, более доступным спортивным автомобилям и внедорожникам. Этот сдвиг застал Porsche врасплох, поскольку модели в линейке компании того времени —911 и 964 — были дорогими спортивными машинами, которые не слишком отличались друг от друга.
Кроме того, Porsche страдал от неэффективных производственных процессов, которые были обусловлены десятилетиями ручной сборки автомобилей. Это работало, когда с конвейера сходило всего несколько тысяч автомобилей в год. Но к моменту, когда пришло время ускориться, масштабы были не те. Такой подход был дорогостоящим и трудоёмким.
К тому же у Porsche появилось больше конкурентов: Chevrolet Corvette C4, Acura NSX и Nissan 300 ZX. Из-за всех этих факторов продажи компании упали с 50 тыс. автомобилей в год в середине 80-х годов до чуть более 14 тыс. к 1993 году.
Руководители Porsche поняли, что компании необходимо модернизировать производственные процессы и обновить модельный ряд. Нужно было создать автомобиль, который привлёк бы молодёжь. Чтобы удешевить выпуск новой модели, нужно было использовать детали от других моделей, например, от 911. Так в 1991 году появилась идея двухместного среднемоторного родстера.
Быстрый способ создать спасательный круг в виде Boxster
Идея создания более дешёвой модели была предложена Хорстом Мархартом, Венделином Видекингом и Дитером Лакси. Porsche Boxster появился в 1996 году, и он значительно отличался от традиционных предложений компании. Это был дешёвый автомобиль, который внешне напоминал 911, и частично состоял из деталей той же модели.
Этот среднемоторный спортивный автомобиль стал первым за более чем 10 лет. Такая компоновка обеспечивала отличную управляемость и баланс, делая автомобиль по-настоящему драйверским. Название было игрой слов: Boxer означал двигатель Flat-6, а Speedster — кабриолет.
Выпуск доступного Porsche было рискованным, потому что если бы это не сработало, компании пришлось бы обанкротиться. Ставка была сделана на новую аудиторию, которая раньше не могла даже подумать о Porsche. Таким образом бренд хотел вырастить новое поколение поклонников марки, которые со временем могли бы позволить себе 911.
Успех Boxster был мгновенным. Он быстро стал самой продаваемой моделью Porsche. Например, в США в 1993 году компании удалось продать всего 3 713 автомобилей, а к началу следующего века это число выросло до 46 110 экземпляров. Высокие продажи модели не только обеспечили столь необходимые денежные вливания, но и продемонстрировали, что Porsche может успешно конкурировать на рынке более доступных спортивных автомобилей.
Более того, появление Boxster ознаменовало поворотный момент в подходе Porsche к разработке продуктов. Выпуск модели показал, что Porsche может создавать автомобили, которые будут одновременно желанными и прибыльными, не полагаясь исключительно на нишевые спортивные модели. Это осознание впоследствии послужило основой для решения компании выйти на набирающий в те годы обороты рынок внедорожников. Так появился Cayenne.
Cayenne вернул Porsche былую славу
Boxster сыграл решающую роль в начальном восстановлении Porsche, но именно появление Cayenne в 2002 году по-настоящему оживило судьбу компании. Продажи 911 и Boxster сами по себе были недостаточны, и для обеспечения будущего требовался прорыв.
Решение о разработке внедорожника было встречено скептически как внутри Porsche, так и среди преданных клиентов марки. Многие поклонники считали, что Porsche отказывается от своих корней, выпуская не спортивный автомобиль. Однако руководство компании во главе с генеральным директором Венделином Видекингом понимало, что мировой автомобильный рынок меняется. Внедорожники становились всё более популярными. Cayenne был разработан, чтобы дать покупателям производительность, роскошь и практичность в одном кузове.
Автомобиль получил систему Porsche Traction Management, раздаточную коробку с пониженной передачей и межосевым дифференциалом. Однако компания не хотела, чтобы это был просто внедорожник, она хотела, чтобы это был Porsche. Поэтому максимальная скорость свыше 240 км/ч и исключительная проходимость поворотов были обязательными.
С самого начала Cayenne стал коммерческим успехом. Мощные двигатели, точная управляемость и роскошный интерьер сделали его хитом продаж. Высокая рентабельность Cayenne и высокие продажи на ключевых рынках позволили компании получить средства, необходимые для инвестиций в новые технологии и расширения модельного ряда.
И Boxster, и Cayenne сыграли важнейшую роль в трансформации бренда. Спортивный родстер позволил заработать денег на выпуск по-настоящему прорывного Cayenne. Если Boxster помог стабилизировать Porsche в период кризиса, то Cayenne вернул производителю корону.