4 ошибки, убивающие коробку-«автомат»

Depositphotos
Автоматическая коробка передач заметно упрощает процесс управления и здорово помогает в большом городе. В ответ она требует адекватного отношения со стороны водителя и не обрадуется ошибкам при эксплуатации. О некоторых из них сегодня и поговорим.

Продажи машин с автоматическими коробками передач растут из года в год. «Трехпедальные» исполнения напротив постепенно сдают позиции и, как правило, встречаются разве что в палитре бюджетных или спортивных моделей, на некоторых профессиональных внедорожниках и, разумеется, среди коммерческой техники. Так что советы о том, как сберечь «автомат» и не угробить его раньше времени будут особенно актуальны. Кроме того, на носу зима и некоторые оплошности совершаются как раз в это время года.

Жесткая эксплуатация

Классический гидромеханический «автомат» не приветствует экстремальные режимы. Ответом на агрессивный пилотаж и нагрузки без предварительного прогрева, на «низкие старты» и регулярную езду с педалью в полу, а также на интенсивные пробуксовки, в том числе из-за застревания в грязи и снегу станет перегрев трансмиссионного масла. Для здоровья АКП это опасно, так как жидкость одновременно выступает в роли охладителя, смазки и рабочего тела, благодаря которому происходит передача крутящего момента и создается давление в системе.

Depositphotos

Будучи «вскипяченной» она теряет свои свойства, начинает источать горелый запах и меняет цвет от красного в сторону темно-коричневого, а образующийся осадок начинает забивать гидроблок и соленоиды. Смена передач будет происходить на более высоких оборотах и сопровождаться рывками. Напомним, что перегрев трансмиссионного масла может также происходить из-за загрязненного радиатора.

Несвоевременная замена масла

Автомобилисты, которые верят в легенду о трансмиссионной жидкости, залитой на весь срок службы агрегата, встречаются по сей день, и это обстоятельство не может не удивлять. На самом же деле ATF деградирует и теряет свои рабочие свойства как и другие технические жидкости, а, потому ей требуется регулярная замена. Обычно рекомендуется проводить процедуру раз в 30-40 тысяч километров, но при тяжелой эксплуатации интервал следует сократить.

При замене масла приходится учитывать его состоянии. Новая жидкость может вывести из строя «автомат», который эксплуатируется на старой, более вязкой и обеспечивающей контакт между фрикционами ATF. Более высокая текучесть и пакет присадок с моющим эффектом удаляет грязь, которая летит в каналы гидроблока, при этом фрикционы уже не могут зацепляться друг с другом как на густом масле. В ситуациях, когда работа «автомата» начинает намекать на возникновение проблем, сервисмены рекомендуют частичную замену, дабы продукты износа разбавлялись новым маслом.

Недолив, перелив и сочетание не сочетаемого

Снизить ресурс автоматической коробки передач можно по невнимательности – достаточно не долить трансмиссионную жидкость или наоборот превысить допустимый уровень. При недостаточном ее количестве произойдет снижение давления и пробуксовка фрикционов. Насос начнет заглатывать воздух, что приведет к вспениванию и изменению характеристик. Подобное случается при некорректной замене, неправильной оценке уровня или течах через уплотнения. Не брезгуйте обращать внимание на характерные потеки, которые остаются на месте стоянки. Не из вашего ли автомобиля сочится техническая жидкость? Результат перелива будет схож с недоливом – масло начнет вспениваться, появятся проблемы с гидроблоком.

Depositphotos

Другой ошибкой является долив жидкости, которая не совместима с той, что находится в «автомате». На этот момент следует обратить особое внимание при регулярной замене, поскольку часть старой ATF остается в агрегате и смешается с новой.

Неправильная буксировка

При буксировке автомобиля с автоматической коробкой передач следует руководствоваться правилом «скорость не выше 50 км/ч, расстояние не более 50 км», а в случае с более современной техникой сокращать его до «30 на 30». Но в любом случае сперва настоятельно рекомендуем узнать все тонкости транспортировки непосредственно из инструкции по эксплуатации или уточнить у сотрудников сервиса, специализирующегося на данной марке и модели. Не исключено, что буксировка в вашем случае запрещена и доставить машину до места назначения допускается только с полной погрузкой на эвакуатор.

Также не следует забывать о том, что АКП может пострадать при буксировке тяжелого прицепа или автомобиля, а также при вытягивании другой машины из грязи и снега.