Россия в вопросе перехода от транспорта с традиционными двигателями внутреннего сгорания на электрическую технику пока находится в числе отстающих стран. Амбициозные планы, озвучиваемые сверху, не слишком коррелируются с реальным положением вещей. Чтобы понять, почему «электрички» в нашей стране не приживаются, мы пообщались с профильным экспертом. Планы и реальность В соответствии с планами правительства, уже к 2030 году в России каждый 10-й продаваемый автомобиль должен быть полностью электрическим. К началу 2024 года в стране должно быть произведено до 25 000 электрокаров и построено 9 000 зарядных станций, а к 2030 году – порядка 72 000 точек быстрой зарядки. Пока же их, напомним, практически нет даже на трассе, связывающей две столицы. Пояснительная документация к группе инициатив социально-экономического развития «Технологический рывок» выглядит, мягко говоря, странной, особенно учитывая, что помимо электрических зарядок должны появиться и зарядки водородные – в количестве не менее 1 000 штук. Всего на развитие «зелёных» технологий из бюджета планируется выделить 121,1 млрд рублей. Эти относительно скромные средства пойдут, в частности, на работы по проектированию автомобилей с низким углеродным следом и на производство водородных топливных элементов. Звучит прекрасно, но пока электрокары (не говоря уже про водородный транспорт) продолжают оставаться для россиян диковинной экзотикой, позволить себе которую могут единицы. И перемен не предвидится.Что будет с ввозными пошлинами? Сейчас электрокары в России приобретаются, как правило, уже будучи сильно потрёпанными. Называя вещи своими именами, в состоянии утиля: старенькие Nissan Leaf на Дальнем Востоке можно купить за меньшие деньги, чем, к примеру, новенькую отечественную Lada Granta – за 500–600 тысяч рублей. Местные жители раскусили выгоду от использования электрокаров, содержать которые проще и дешевле (в год экономится порядка 40–50 тысяч рублей). Во многом ввозу экологичных машин способствует нулевая пошлина.Вопреки государственной программе стимулирования спроса на электрокары, совсем скоро главный стимул – нулевые пошлины – будет упразднён. Это станет своего рода заградительной мерой – дабы покупали лишь своё, отечественное (то, чего пока не существует в природе). С начала 2022 года ввоз электрокаров в страны ЕАЭС станет гораздо более проблематичным: придётся платить немалые деньги, что, безусловно, только уменьшит объёмы продаж и отдалит Россию от продвинутых стран.Так ли нужны дополнительные препоны? К ввозной пошлине на электрокары можно относиться по-разному. На продажах она, безо всякого сомнения, отразится негативно. Не выиграет от её введения и отечественный автопром, искусственно ограждаемый от конкуренции с более совершенной техникой ведущих брендов. Больше других, как обычно, от введения пошлин пострадают небогатые покупатели. Для состоятельных граждан, коих в России также немало, повышение цен на «электрички», с большой вероятностью, не отразится никак. Они приобретают новомодную технику не как основную, а в качестве модной «игрушки». Отличные шансы на коммерческий успех есть даже у новейшего Mercedes EQS, цены на который, по нашим подсчётам, будут начинаться примерно от 9–10 млн рублей.