Что и как поможет водителю легко запарковаться

Фото Mercedes-Benz

Вот уже несколько лет многие продвинутые автолюбители паркуются не по зеркалам, а по «звуку». Речь идет не о «характерном хрусте», как в анекдоте, а довольно утилитарных технологиях и недорогих гаджетах.

И правда, парковаться по звуку можно. Только не по звуку хрустящего пластикового бампера, а по сигналам «биппера» на парктронике. Как только вы приблизитесь к объекту, способному повредить ваш автомобиль, на критическое расстояние, специальный гаджет в машине начнет сигнализировать об этом.

И это полезно не только для «блондинок», не способных оценить расстояние до соседних машин в зеркалах заднего вида. Часто мы не можем увидеть в свои «лопухи» коряги, большие камни, бордюры и другие препятствия. Конечно, нашим детям все это не понадобится: некоторые машины премиум-класса уже пробуют парковаться вместо нас. Но для небогатых, но страстных автомобилистов уже разработаны специальные системы, с использованием которых параллельная парковка перестанет казаться вам чем-то ужасным и иррациональным.

Из истории

Фото TS / fotobank.ru

Первые попытки облегчить для людей процесс парковки автомобиля заботливые американцы стали предпринимать еще полвека назад. В 50-х гг. XX века в Соединенных Штатах огромные кадиллаки было сложно припарковать в центре Нью-Йорка, хотя и машин там было в разы меньше, чем сейчас. Первый парктроник в истории автомобилестроения был установлен на Cadillac 1951 модельного года. Изобретатель Брукс Уолкер предложил простое и элегантное решение проблемы с парковкой: в багажнике перпендикулярно продольной оси автомобили было установлено запасное колесо.

И вот как это работало: вы подъезжаете к парковке и видите небольшую «дырку» между автомобилями. Подъезжаете носом к бордюру и активируете систему, которая при помощи специального гидравлического узла опускает приводимое цепью от полуоси колесо на асфальт, приподнимает «корму» автомобиля и быстро переносит заднюю ось в сторону бордюра. Никакой параллельной парковки. Зад автомобиля «переносился» без долгих маневров.

Однако гениальное изобретение оказалось не совсем жизнеспособным: стоить весь этот комплекс стал столько, что конечная цена машины отпугивала покупателя. Да и сама система была настолько громоздкой, что занимала весь багажный отсек. Дорого и непрактично.

Затем были созданы другие парковочные помощники. Например, в некоторых автомобилях при парковке выдвигалась из угла переднего бампера или заднего крыла специальная вертикальная телескопическая стойка. Стойка выдвигалась и просто служила в роли указки, демонстрируя водителю край автомобиля. Особенно популярны такие гадждеты были в японских автомобилях, но использовались и в немецких - в том же Mercedes-Benz.

Посмотри на меня

Следом машины стали оснащать еще более хитроумными изобретениями. На крыше машин в задней их части стали устанавливать зеркала, которые в паре с внутренним зеркалом в салоне машины представляли собой перископ, позволяющий разобраться, что же в действительности происходит в процессе парковки. Вид при этом был такой, будто смотришь сверху вниз на бампер и окружающее его пространство. Конструкция была простой, дешевой и эффективной, и активно использовалась, особенно в микроавтобусах. Но вот беда: мало того, что такой «глазок» стал мешать аэродинамическим свойствам автомобиля, так еще и на поверку стал очень быстро загрязняться, особенно в слякотную погоду.

Закончилось все тем, что в большинстве машин сегодня он не используется. Сейчас в большем почете специальные пластиковые линзы, наклеиваемые на обычные зеркала заднего вида. Они сильно увеличивают обзор, хотя искажают пространство. Но судя по тому, как часто эти штуковины используют наши автомобилисты, можно смело говорить, что изобретение прижилось.

На крутых современных машинах стали делать еще умнее: в бамперы встраивают обычные видеокамеры, которые транслируют картинку на доску приборов в салоне. Они лишены всех проблем, кроме двух. Во-первых, оценить по ним расстояние до машины все равно не всегда легко, особенно ночью. Во-вторых, эти камеры ввиду их расположения легко повредить, а стоят они дорого.

Если все же решите приобрести такую камеру, нужно обращать внимание на несколько параметров. Во-первых, углы обзора. Они должны составлять как минимум 150 градусов. Во-вторых, светочувствительность - т.е. минимальный уровень освещенности, при котором работает камера. Рекомендуем рассматривать варианты, способные работать при свете силой от 0,5 ЛК.

Фото Ford

Важно также количество вариантов обзора: он может быть панорамным, видом сверху или видом из-за угла. Автомобильные камеры могут быть корпусные (крепятся в салоне) и врезные (монтируются в задний бампер). Первые приятны тем, что их можно забрать и смонтировать в другом автомобиле, у вторых - лучше обзорность.

Ультразвук

Пожалуй, лучшее, что сегодня придумано в этой области - ультразвуковые парктроники. Специальные датчики фиксируют расстояние до окружающих объектов подобно летучим мышам, извещая о возможной опасности специальным звуковым сигналом. Существует три основных типа парктроников: ультразвуковые, емкостные и радарные.

Принцип работы первого довольно прост: сюда устанавливается от двух до десяти сенсоров, в каждом есть свой пьезоэлемент приемопередатчика. Как только включается система, пьезоэлемент излучает акустический сигнал на частоте примерно 40 кГц и принимает отраженный. Скорость звука - величина постоянная, поэтому на основании времени, за которое звук «уходит» и возвращается, можно судить о расстоянии. Обычно парктроники эффективны на дистанции от 25 см до 1,8 метров.

Главное, на что нужно тут обращать внимание, - количество сенсоров. Датчики с двумя сенсорами, устанавливаемыми на бампер, - самые дешевые, но у них существенно ограничена зона охвата. Они, к примеру, помогают оценить расстояние до объекта, если двигаться назад по идеально прямой траектории. Если же датчиков наставить по периметру всего бампера, можно легко не задеть невидимый сбоку «по касательной» камень. Бипперы тоже стали более совершенными: с их помощью сегодня можно оценить расстояние до объекта буквально в сантиметрах: чем ближе к препятствию, тем интенсивнее шумит гаджет.

Тут надо еще сказать, что парктроник как базовая опция устанавливается в современные автомобили премиум-класса, но если у вас его нет, не расстраивайтесь - всегда можно докупить. Вполне толковую модель сегодня можно купить за смешные $50. Владельцы роскошных Lexus LX последнего поколения и вовсе могут не волноваться: в их бортовых компьютерах есть функция автоматической парковки. Просто указываешь на сенсорном дисплее, где отображены все соседние машины, место, где планируешь припарковаться, - и автомобиль крутит руль сам. Пока получается не вполне: машина способна «помещаться» только в больших «выемках» во дворах. Но в будущем, безусловно, эти системы будут совершенствоваться.

Антенны и емкости

Еще один популярный тип радаров - емкостные. В этом случае на бампер устанавливают специальные плоские ленточные антенны. Специальный блок затем контролирует емкость антенны. По мере приближения к препятствиям этот показатель изменяется и фиксируется. Преимущество у таких систем перед ультразвуковыми одно, однако немаловажное: для установки такой штуки не нужно ничего пилить в самом бампере, и вообще их установка производится легко и просто. Минусы тоже есть, и один из них очень существенный: антенна не может определить, с какой стороны приближается препятствие, а это значит, что зачастую очень сложно понять, какого именно объекта она «боится». Это обычно раздражает, поэтому емкостные радары не так популярны.

Продвинуто и дорого

Есть и сложные парковочные системы класса Park Assist, которые выводят все объекты вокруг автомобиля на специальном дисплее. Указываешь, где планируешь припакроваться, - и система рисует идеальную траекторию необходимого для этого движения. Задача водителя - сделать все так, как указывает система.

По сути, на экране отражены две линии - твоя нынешняя траектория и та, которой стоит придерживаться. Идеально, просто, совершенно. Если бы не одно но: стоят такие штуки несколько тысяч долларов.

Текст: Илья Колмаков.