Что выбрать: избежать штрафа или обезопасить своего ребенка
О детских автомобильных сиденьях, их выборе и покупке много написано и сказано. Кажется, непосвященных оставаться не должно. Однако, как следует из интернет-форумов и писем на Колеса.RU, у многих по поводу детских автокресел все еще нет полной ясности.
Почему для перевозки детей нужны специальные сиденья?
Назначение детских авто-кресел – удерживать ребенка в безопасном положении в случае столкновения, экстремального торможения или резкого маневра. Ту же роль выполняют и «взрослые» ремни безопасности, о необходимости использования которых, надо думать, все дискуссии закрыты. Даже если посадить ребенка на заднее сиденье или держать его на руках, это не обеспечит достаточного уровня безопасности.
Как показывают краш-тесты и анализ реальных ДТП, сидящий сзади ребенок при столкновении буквально вылетает с сиденья и получает серьезные травмы, страдая более, чем пристегнутые взрослые пассажиры. Очень опасно перевозить детей на руках, особенно на переднем сиденье. В этом случае, если взрослый пристегнут, инерция просто вырывает ребенка из рук. Непристегнутый взрослый сам устремляется вперед и давит ребенка своей массой. А сработавшая подушка безопасности способна сильно травмировать малыша, которого держат на коленях.
Пристегнуть ребенка с помощью обычных «взрослых» ремней на взрослом сиденье невозможно – как, к примеру, пристегнешь грудного младенца? Да и семи-девятилетнего ребенка штатная система тоже не способна удержать: ребенок при аварии просто вылетает из ремней.
Для ребенка в автомобиле важно наличие развитой боковой поддержки и системы поддержки головы. Ведь вес головы в пропорции к телу у малышей велик, отчего при столкновении (и даже просто при резких маневрах) шейный отдел подвергается большой нагрузке. Вообще, принципы создания детских автомобильных сидений близки к конструированию взрослых кресел для автогонок. Здесь также все направлено на то, чтобы ребенок не болтался в своем сиденье и не мог из него вылететь.
Какие существуют виды детских автокресел?
Все детские автокресла разделены на группы в зависимости от веса и возраста детей.
Для детей возрастом до 1.5 лет и весом до 13 килограммов, т. е. для грудных младенцев, предназначаются удерживающие устройства, представляющие собой люльку, – это пластиковый корпус на силовом каркасе, обшитый тканью с мягкой набивкой внутри. К следующей группе относятся кресла для детей возрастом от 1 до 4 лет и весом от 9 до 18 килограммов. Конструктивно такое сиденье – некий переход от люльки к креслу.
Далее идут приспособления, предназначенные для детей от 3 до 7 лет и весом от 15 до 25 килограммов, и за ними – кресла «здоровяков» в возрасте от 6 лет. Существуют и раздвижные универсальные сиденья, регулируемые по размеру, которые могут использоваться как для детей трех лет, так и для двенадцатилетних.
Как устанавливаются сиденья и пристегивается ребенок?
Существует две системы. Первая – это когда кресло фиксируется на сиденье машины штатным ремнем безопасности, пропускаемым через кронштейны или проемы на корпусе, а ребенок в нем пристегивается отдельными внутренними ремнями. Такая схема, как единственно возможная, применяется во всех креслах-люльках для младенцев и сиденьях для малышей до четырех лет. В креслах же для детей постарше может использоваться и другой вариант: сиденье просто ставится в машине сверху штатного, и ребенок в нем пристегивается имеющимся ремнем безопасности, пропущенным через специальный кронштейн на корпусе кресла.
В каком месте надо устанавливать кресла?
Место для установки детского сиденья в машине может быть любым – как сзади, так и спереди. Важно: если детское кресло стоит на переднем сиденье, то подушка безопасности обязательно должна быть отключена, иначе при срабатывании она может травмировать ребенка. Кресла для детей от четырех лет и старше ставятся лицом по ходу движения. Люльки же и сиденья для тех, кому еще нет трех, обычно устанавливают лицом против хода, чтобы при столкновении движущегося по инерции младенца «принимали» не ремни, а мягкое ложе люльки, не давая голове малыша сильно смещаться.
Как надо выбирать детское автокресло?
Прежде всего, сиденье должно соответствовать возрастной группе. Обязательно стоит обратить внимание на наличие регулировок высоты и ширины спинки кресла, угла ее наклона, длины подушки кресла, высоты боковой поддержки, подголовника, фиксаторов ремней безопасности. Это позволяет настроить кресло индивидуально. Приобретать сиденье для ребенка от 4 лет и старше вообще лучше вместе с ним – имеет смысл посидеть в разных креслах и купить наиболее удобное.
Необходимо обращать внимание на форму спинки и посадку ребенка, что особенно актуально, если ездить помногу. Кресло не должно нарушать осанку, придавая позвоночнику неправильное положение. Все это опять-таки закладывается на этапе разработки, где серьезные компании привлекают для консультации специалистов-ортопедов.
Выбирая сиденье, можно установить его в автомобиль, а затем попробовать пристегнуть в нем ребенка. Тут сразу легко будет оценить все эксплуатационные параметры – удобство посадки, простоту снятия-установки и пристегивания. Также стоит посмотреть, насколько компактно кресло складывается, удобно ли оно для хранения и перевозки в багажнике.
Есть ли сертификация детских сидений?
В Европе все детские автомобильные удерживающие устройства для допуска к продаже и использованию обязательно проходят полный цикл специальных испытаний на соответствие последнему Европейскому стандарту безопасности. Успешно выдержавшие тест получают сертификат, и на маркировке таких кресел ставится обозначение ECE R44/03. На его наличие надо обязательно обращать внимание при покупке.
Что значит качественное или некачественное детское автокресло?
Качество детского сиденья определяется прежде всего его способностью выполнять свою главную функцию: не стесняя ребенка во время поездки, суметь надежно удержать и предохранить его от травм при аварии. Такая способность закладывается еще на этапе разработки и конструирования сиденья, для чего серьезные производители проводят длинные серии испытаний и краш-тестов. Все это приводит к удорожанию продукции, однако позволяет детскому сиденью выполнять свою миссию. Там же, где средства в испытания не вкладываются, продукт получается дешевле и доступнее, но и обеспечение безопасности под вопросом.
Свою роль играют и материалы, из которых изготовлено сиденье, сама добротность и эстетичность его исполнения. Обивка не должна линять, протираться и рваться, а кронштейны и замки – заедать. Впрочем, это вещи понятные. Кстати, там, где не экономят на краш-тестах, не экономят и на материалах.
Существует ли в России услуга проката кресел?
Да, существует. Также многие продавцы предлагают сервис по обмену старого кресла на новое – с доплатой.
Есть ли кресла для двойняшек?
У большинства европейских производителей таких кресел нет. Ибо подобное сиденье будет выглядеть, как два поставленных рядом кресла, только скрепленных между собой, что в использовании неудобно.
Что именно требуют ПДД по вопросу перевозки детей?
В Правилах во 2 разделе существует пункт 2.1.2, где говорится следующее: «Водители механических транспортных средств обязаны при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями». Для взрослых тут все понятно, но вот как пристегнуть пассажира возрастом 1 год? И вот сейчас эту дыру в законе решили заткнуть, постановив раздел 22 дополнить пунктом 22.9 следующего содержания:
«22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
Яснее всего сказано про мотоцикл. Насчет же остального – опять получилась дыра. Ибо как понимать эту фразу «или иных средств»? Выходит, что возить ребенка можно, хоть посадив на подушки, – главное, чтоб на нем был застегнут ремень.
Только закон и дыры в нем - это одно, а жизнь и здоровье – это другое. И что выбрать: просто избежать штрафа или максимально обезопасить своего ребенка – для нормального человека это вообще не вопрос, тут все предельно ясно.